Информация с рынка продолжает держать в напряжении производителей зерна. С середины августа идут сообщения о повышении экспортных цен на зерно, что дает шанс хлеборобам юга европейской части страны на повышение закупочных цен. В то же время из ряда регионов, удаленных от портов, особенно из Сибири, раздаются обеспокоенные голоса о падении стоимости зерна. Нынешний год еще раз показал изъяны сложившихся форм регулирования зернового рынка.

С этим согласны отечественные руководители отраслевых предпринимательских объединений производителей и переработчиков зерна. Так, в Российском зерновом союзе на основании первых итогов уборочного сезона заявляют: существует реальный риск уйти в серьезные убытки уже в процессе уборки урожая. С такой динамикой падения цен очень скоро у крестьян не будет возможности покрывать издержки производства, считает эксперт.

 Руководитель Национального союза зернопроизводителей России Павел Скурихин дипломатично замечает, что сложившаяся на данный момент рыночная цена на зерно в некоторых субъектах РФ опустилась ниже уровня, установленного для проведения государственных закупочных интервенций. При этом, если субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов имеют доступ к емким внешним рынкам, а значит, могут выгодно продать свою зерновую продукцию, то, например сибирские зерновики "заперты" в пределах собственного внутреннего рынка. Эксперт выступает за начало закупочных зерновых интервенций, за применение других механизмов ценообразования.

 Подобные предложения высказываются далеко не впервые. Недавно первый вице-премьер Виктор Зубков напомнил, что тема совершенствования регулирования рынков продукции АПК обсуждается уже два года. «Однако четких подходов к решению поставленных задач до сих пор не представлено», посетовал первый вице-премьер. И обязал Минсельхоз России до 15 сентября доложить в правительство о предложениях по модернизации механизма государственных интервенций и реализации иных механизмов зашиты агропродовольственных рынков от ценовых колебаний включая биржевые и залоговые. Речь также идет о, сокращении издержек по всей продовольственной цепочке, повышении финансовой устойчивости сельхозпроизводителей, активизации инвестиционной активности отраслей АПК, развитии инфраструктуры и логистики агропродовольственных рынков. «Только такая работа позволит сельхозпроизводителям получать максимальную отдачу от своего нелегкого труда», - подчеркнул Виктор.Зубков.

 Пока же экономическое положение сельскохозяйственных производителей достаточно сложное. Средний уровень рентабельности предприятий аграрного сектора немногим превышает 8%. И это с дотациями государства!

 Несостоятелен миф и о высокой прибыльности зернового хозяйства. В среднем за прошлый – острозасушливый! - год цена на зерно составила 4017 руб./т и была ниже, чем в 2009 г. на 9%. Естественно, что это негативно отразилось на экономике зернопроизводящих хозяйств, констатируется в национальном докладе о развитии АПК в прошлом году. В 40 субъектах Российской Федерации реализация зерна была убыточной, в 23 регионах рентабельность составляла менее 15%, среди них Липецкая область (4,0%), Иркутская (4,1%), Калужская (5,2%), Тульская (7,1%), Рязанская (8,4%), Орловская (8,5%), Омская (8,6%) области, Красноярский край (9,5%).

 Существующие механизмы ценового регулирования часто дают сбои. Возьмем те же государственные интервенции на рынке зерна. Они с перерывами практикуются с начала 2000-х годов, но до сих пор не устраивают ни производителей зерна, ни государство. То сроки торгов неправомерно откладываются на позднюю осень и в результате хозяйства, испытывающие сезонную нехватку оборотных средств, вынуждены продавать свой урожай по дешевке посредникам. То для крестьян безмерно усложняется процедура их участия в торгах. То декларированные государством минимальные цены на зерно оказываются, наоборот, верхним их пределом. То торги в рамках торговых интервенций пересекаются с административным распределением государственного кормового зерна. От всех этих изъянов страдает в первую очередь крестьянин.

 А с другой стороны, государство, все же закупившее часть урожая у крестьян, в лице высших чиновников и Счетной палаты как бы упрекает сельчан за то, что хранение интервенционного зерна обходится дорого. Но кто виноват в том, что база хранения зерна в стране находится в плачевном состоянии, а с нынешними владельцами элеваторов не налажены взаимовыгодные экономические взаимоотношения? Только не крестьянин.

 Сейчас большие надежды возлагаются на так называемые залоговые интервенции. В мире они используются давно и успешно. Как отмечают специалисты, залоговый механизм позволяет аграриям отдать зерно государственному агенту на хранение, получить за него цену, близкую к себестоимости, расплатиться с кредиторами и вновь засеять поля. А потом действовать по ситуации. Если, к примеру, пшеница подорожает, то аграрий может вернуть деньги государству, забрать свое зерно и продать его с выгодой на свободном рынке. Если же цены не подрастут, то зерно останется в собственности государства, которое со временем может им выгодно распорядиться.

 Все вроде бы разумно. Но проблема в том, насколько могут воспользоваться им российские крестьяне. У всех ли хватит собственных средств, чтобы выкупить «заложенные» в интервенционный фонд пшеницу, ячмень, рожь? Или опять придется прибегать к дорогим кредитам или к услугам столь же дорогого посредника?

 Одним словом, вопросов, убедительные ответы на которые придется найти работникам Минсельхоза России до середины сентября, как говорится, вагон и маленькая тележка. А что из этого получится, мы скоро увидим. По крайней мере, на выставке-ярмарке «Агрорусь-2011» обещано, что государственные закупочные интервенции на рынке зерна начнутся в сентябре.

Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»