В Нижегородской области в нынешнем году начинается новый пилотный проект, в рамках которого решено создавать так называемые Учительские дома в селах и деревнях, где раньше были закрыты малокомплектные школы. Похоже, речь идет о возрождении в новом варианте прежде широко известного в дореволюционной российской деревне земского учительства.

 

Первая такая необычная школа начнет работать в нынешнем новом учебном году в Красноктябрьском районе в деревне Овечий Овраг. История ее создания такова - в прошлом году здесь была закрыта местная восьмилетка, которая за многие десятилетия дала образование не одному поколению селян. Но времена меняются - накануне закрытия в ней оставалось всего около десятка учеников. Тогда же их определили в среднюю школу в райцентре Уразовка, куда в течение прошлого учебного года возили школьным автобусом.

 Надо заметить, что расстояние тут от деревни до райцентра сравнительно небольшое - всего около десятка километров, а если еще учесть, что властями закрытие восьмилетки в Овечьем Овраге было преподнесено как неизбежное, то вся эта история поначалу проходила тихо, без особых нареканий со стороны населения. Что касается местных учителей, то часть их разошлась по соседним школам, другие трудоустроились в райцентре, а кто-то сидит теперь дома, хотя имеет учительский диплом.

 В их числе оказалась учительница начальных классов Рамиля Тагировна Хасянова, которая в местной школе проработала 17 лет. Родом она местная, в свое время окончила Арзамасское педучилище, а позже – заочно пединститут. Ее муж Наиль – строитель по специальности, потому надо ли удивляться, что он своими руками выстроил просторный, в два этажа особняк, который красуется в центре деревни. Конечно, опытному педагогу Рамиле Тагировне Хасяновой очень хотелось все это время вернуться в школу, чтобы работать по любимой специальности. А тут еще одно житейское обстоятельство - нынче ее сыну Ильнуру предстоит идти в школу в первый класс. Отпускать его ежедневно ездить автобусом в школу в райцентр супругам Хасяновым никак не хочется…

 - Словом, посоветовалась я с мужем, и решили мы с Наилем открыть у себя учительский дом,- говорит Р. Хасянова. - Сами перешли жить на второй этаж, у нас туда даже отдельный ход предусмотрен. А весь первый этаж отдали под новую школу. В нашем доме все городские удобства - газ, отопление, две кухни, туалеты. Во дворе строители за лето сделали детскую площадку, а что касается классной комнаты, то для занятий мы выделили просторный зал площадью в полсотни квадратных метров.

 Мебель из старой школы не стали брать, закупили новые столы, планируем установить в классе интернетдоску. Что касается учебников, то ребятам не придется таскать сюда тяжелые ранцы - все учебные пособия и необходимая литература имеется в учительском доме. Словом, заранее можно сказать, что ребята станут тут получать образование в соответствии с современными стандартами.

 Главной отличительной чертой нового учительского дома в деревне Овечий Овраг является то, что педагог с большим стажем Р.Т. Хасянова отныне выступает сразу в нескольких ипостасях - в качестве директора, преподавателя, бухгалтера, завхоза. Напомним, что основной причиной закрытия малокомплектных сельских школ является так называемое нормативно-подушевое финансирование, когда деньги на содержание школ выделяются в зависимости от численности учеников. В этой ситуации малокомплектные школы становятся невыгодными, их приходится закрывать.

 Как рассказал корреспонденту «Крестьянских ведомостей» заведующий Краснооктябрьского роно С.Хайрулин, финансирование учительского дома теперь ведется иначе - в частности, за счет субвенций из областного бюджета до конца нынешнего года будет получено около 100 тысяч рублей, которые пойдут в основном на зарплату Хасяновой. Если прежде ее заработок не превышал 10 тысяч рублей в месяц, то теперь он должен возрасти почти вдвое.

 Но это еще не все – за счет районной администрации будут оплачены расходы за газ, электроэнергию и другие коммунальные услуги. Эти расходы до конца года составят почти 30 тысяч рублей.

 Уже упоминалось, что до сих пор из деревни Овечий Овраг возили автобусом в школу в райцентр около десятка учеников. Понятно, что старшеклассники в новом учебном году продолжат учебу в райцентре Уразовке. Что касается ребят младших классов, то учительский дом рассчитан на 6 мест. Сюда1 сентября придут учиться два первоклассника, а вот с остальными учениками, которые должны овладевать знаниями по программе 2, 3и 4 классов, пока выходит явная «заковыка». Дело в том, что этим ребятам оказалось более привычным ездить в школу в райцентр, а на новом месте им придется как-то привыкать, заводить тут новые связи, вплоть до дружеских отношений. Словом, только к началу сентября станет окончательно ясно, сколько детей станет заниматься в учительском доме в Овечьем Овраге.

 Кто-то посчитает, что с такими «мелочами» родителям учеников не надо особо церемониться. Но вот какая незавидная история нынче произошла в соседнем селе Актуково, где намечалось открыть второй в районе учительский дом для учебы местных ребят. Ранее здесь была ликвидирована малокомплектная школа, а поскольку до райцентра всего около трех километров, то здешние ребята посещали среднюю школу в Уразовке. Теперь они решили продолжать здесь учебу, потому второй учительский дом в Актуково к началу сентября просто не удалось укомплектовать, а открытие его перенесено на следующий год, если в этом возникнет необходимость.

 При организации учительских домов возникает немало организационных сложностей.

 Во-первых, личный жилой дом педагога должен отвечать определенным требованиям. Впрочем, об этом давайте послушаем рассказ Р.Т. Хасяновой». - Прежде, чем было принято окончательное решение об открытии нашего учительского дома, с разными проверками у нас побывали работники санэпидстанции, пожарные, электрики, нам пришлось выполнить все их требования по созданию необходимых условий для пребывания детей в помещении».

 Кроме того, педагог Хасянова намечает организовать горячее питание детей, чтобы их пребывание здесь ничем не отличалось от обычной школы. Наконец, учительский дом в случае нужды может работать по схеме известной «продленки», когда ребята могут тут оставаться какое-то время после уроков, заниматься под присмотром педагога разными полезными делами.

 В последние годы в Нижегородской области было закрыто 128 малокомплектных школ в сельской местности. Не исключено, что при удачном осуществлении пилотного проекта в отдаленных селах и деревнях вместо бывших малокомплектных школ появятся новые учительские дома, которые позволяют сохранить тут учебные заведения, хотя в несколько измененном виде. И вовсе не факт, что настоящее качественное образование можно получить только в базовой школе в райцентре. Как показывает опыт, в тех же малокомплектных сельских школах за счет индивидуального обучения ребята получают нередко самые прочные и глубокие знания. Думается, этот принцип должен быть положен и в работе новых учительских домов, которые со временем пробьют себе дорогу, станут полноценными звеньями в народном образовании.

Источник: Анатолий Ершов Нижегородская область «Крестьянские ведомости»