Российский союз мукомольных и крупяных предприятий обратился к первому вице-премьеру Правительства РФ Виктору Зубкову с просьбой «оказать содействие мукомолам и крупенщикам страны в деле снижения тарифной нагрузки на цены». Большинство зернопереработчиков и так работают с убытком, констатируется в письме, подписанном Президентом Союза Аркадием Гуревичем.
     Об этой проблеме сайт AgroNews.ru уже писал (см. 8 мая «Отрубям отказано в праве именоваться «зерновым грузом»). Речь идет о конфликте мукомольных предприятий с учрежденной РЖД дочерней компанией ЗАО «Русагротранс», в которой был сосредоточен практически весь парк зерновозов.

     В письме к первому вице-премьеру Аркадий Гуревич напоминает: «железнодорожное ведомство предусматривало, что начиная с июня с.г. Русагротранс в полном объеме возьмет на себя перевозки зерновых грузов. При этом широко рекламировалось, что эта работа будет осуществляться без увеличения тарифов».

     Что же оказалось на деле? Как отмечает А.Гуревич, в конце апреля из ЗАО «Русагротранс» фирмам, поставляющим зерно, мукомольным и крупяным предприятиям были направлены договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание, «в которых обещания сохранить старые тарифы посредством введения ряда новшеств были дезавуированы».

     Так, изменились сроки подачи заявок на предоставление вагонов-зерновозов: было - за 10 дней до начала перевозок, стало - за 10 дней до начала отчетного месяца. По мнению А.Гуревича, только из-за этого большинство перевозчиков сразу подпадают под дополнительную услугу Русагротранса, которая названа «Ускоренное предоставление подвижного состава». Цена измененной формулировки - 20% к базовой стоимости. По расчетам мукомолов, за счет этого произойдет удорожание перевозок каждой тонны зерна на 400 рублей, повышение себестоимости тонны муки составит на 560 рублей.

     Отрубям по-прежнему отказывают в праве именоваться зерновым грузом. Что означает 17%-ную надбавку к обычному тарифу на их перевозку. С учетом того, что в стране ежегодно вырабатывается около 4 млн тонн отрубей, из них 30% перевозится в вагонах-зерновозах, дополнительная выручка Русагротранса выльется в весьма существенную сумму. Которая, в конечном счете, отразится на себестоимости комбикормов, а потом и на цене животноводческой продукции.

     Возмутило президента Союза мукомолов и еще на одно новшество, которое монополист от зерноперевозок закладывает во взаимоотношения с партнерами. В договорах, которые предлагаются к подписанию, ЗАО «Русагротранс» ввело положение об ответственности за повреждение вагона, Государственное имущество надо беречь, кто спорит. Но как понять такие слова в этом положении: «вне зависимости от наличия доказанной вины грузоотправителей на путях общего или необщего пользования клиент (то есть грузоотправитель) возмещает стоимость ремонта вагона, а также тариф за транспортировку его к месту ремонта и после ремонта на станцию»? «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», говаривал герой известной басни.

     Кроме этого, на грузоотправителя накладывается штраф за непроизводительный простой вагонов, с них взыскивается стоимость нанесенного ущерба за задержку движения на дороге и т.д., сетует А.Гуревич. И с горечью констатирует: чтобы не останавливать производство муки и крупы, предприятия вынуждены идти на подписание этих договоров.

     Заметим, что за последнее время представители Союза мукомолов минимум дважды пытались высказать свое мнение руководству Русагротранса. Но ситуация пока к лучшему не изменяется. По всей видимости, транспортная компания все силы бросила на решение проблем перевозки российского зерна на экспорт путем организации регулярных маршрутных поездов. Дело интересное, масштабное. Но разумно ли при этом забывать, что большинству предприятий, в том числе мукомольных и крупяных, обычно нужен не состав зерновозов в несколько тысяч тонн, а 1 - 2 - 3 вагона, причем, по божеским тарифам?


Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»