Проблема рыбной отрасли в России по-прежнему сохраняет свою актуальность. В течение последних месяцев прошло сразу несколько крупных совещаний по этому вопросу, о чем сообщалось на нашем сайте. Развал отрасли после распада СССР - неоспоримый факт. Теперь появилась надежда, что начнется поворот к лучшему.
    Предполагается покончить с практикой, когда улов рыбы, выловленной в российских водах, оседает в иностранных портах в силу бюрократических причин, а также поубавить жажду наживы у владельцев рыболовецких компаний.

     Достаточно побывать в рыбных рядах крупных торговых центров Москвы, чтобы сложилось впечатление, что рыбы и морепродуктов в стране хватает. Не будет своей рыбы - спасет импорт. Единственное, что смущает - рост цен, но и этому вроде есть объяснение - дорогая нефть и все такое прочее.

     К сожалению, это далеко не так. И дело не только в ценах на горючее. Есть много проблем и в мировом масштабе.

     Рыба - основной источник белка для 1 млрд. человек. Рыболовный промысел обеспечивает существование свыше 200 млн. человек, причем 90% - в развивающихся странах. Один рыбак в море обеспечивает работой трех человек на берегу. Естественно, есть районы, где рыбный промысел дает ощутимую прибыль.

    Вместе с тем, мировое рыбное хозяйство, в частности морской рыболовный промысел, сталкиваются с проблемами, без решения которых рассчитывать на удешевление рыбы и морепродуктов не приходится. Не случайно этой проблеме различные международные организации уделяют постоянное внимание. Оказывается, помимо проблемы истощения запасов (ФАО считает, что 75% рыбных ресурсов используются полностью или избыточно) есть еще одна серьезная проблема - морской промысел в мире ведется неэффективно, и из-за этого возникают огромные потери. Обычно на первый план всегда выходила проблема истощения запасов, а об экономичности и эффективности морского промысла не вспоминали. Возникало ощущение, что там все в порядке. Рост цен на энергоносители заставил по-новому взглянуть и на проблему экономичности промысла. В мире в целом на получение одной тонны рыбы расходуется примерно полтонны топлива. Иногда, напрасно.

    Согласно совместному докладу ФАО и Всемирного банка о состоянии морского промысла в мире, опубликованному некоторое время назад, морской рыболовный промысел в настоящее время - это отрасль, которая дает гораздо меньше, чем могла бы дать. По оценке ФАО и Всемирного банка, разница между тем, что есть и тем, что могло бы быть при более рациональном ведении хозяйства, составляет никак не меньше 50 млрд. долларов в год. Это самая скромная оценка. Иными словами, потери мирового морского рыболовства достигают 50 млрд. долларов в год. Это примерно половина всего объема мировой торговли морепродуктами. За 30 лет экономические потери отрасли составили около 2 трлн. долларов. Ведь надо учитывать и потери, которые возникают в смежных отраслях (переработка).

    Необходимы реформы. Тогда рыболовный промысел будет приносить прибыль и может стать локомотивом экономического роста.

    Морской промысел не растет. Улов примерно одинаков. В 2004 году он составил 85 млн. тонн, примерно столько же, что и в 1992 году. А рыбы, хорошей рыбы, становится меньше. Самые ценные породы добываются в предельно допустимых объемах или даже в недопустимо крупных объемах.

    «Недостаточно» добываются те 25% видов, которые не особо ценные или лов которых дает наименьшую прибыль.

     Еще до начала кризиса и роста цен на топливо экономический аспект рыболовного промысла стал вызвать опасения, а отрасль начала испытывать трудности. Рыбные запасы стали истощаться. Происходило это по разным причинам. Можно вспомнить про экологические проблемы и загрязнение морей, например. Однако наращивание мощностей флота, применение новых технологий лова - все это тоже негативно сказывалось на запасах. Несмотря на увеличение количества судов, объем добычи на одного рыбака или на одно специализированное судно не только не рос, но подчас даже сокращался. С учетом субсидий, которые получают рыбаки, выходит, что отрасль экономически не развивается. Новая техника лова появляется, а производительность промысла падает.

    Если удастся восстановить мировые запасы рыбы, нынешний объем морского промысла можно обеспечить вдвое меньшим количеством судов, заявляют авторы совместного исследования. Избыточный флот при сокращающихся запасах рыбы ведет к экономической неэффективности.

    Поскольку продуктивность отрасли стала падать, были предприняты попытки снизить расходы на оплату труда, ввести практику субсидирования, а также осуществлять инвестиции в технологию. Расходы на единицу продукции возросли, и поэтому реальные доходы рыбаков не увеличиваются.

    В целом реальные, а не номинальные цены на морскую продукцию не росли. Поэтому и падает доля морского промысла в рыбной отрасли в целом. Так, мировой рынок рыбы продовольственного назначения оценивается в 400 млрд. долларов. 50% приходится на аквакультуру, то есть искусственное разведение рыбы. Усиливается вес и значение розничных торговцев. В итоге в стоимостном выражении морской улов составляет только 20% от этих самых 400 млрд.

    Реформы необходимы и давно назрели. Морской рыбный промысел должен быть экономически устойчивой отраслью. Обычно в таких случаях ограничиваются перечнем биологических и экологических проблем, которые предстоит решить. Этого недостаточно.

    Реформы потребуют много времени и много усилий, в том числе политических. Нужно, чтобы необходимость нового подхода осознали все, в том числе сами рыбаки. Видимо, понадобятся новые стимулы, чтобы отказаться от привычной практики. Придется постепенно отказываться и от субсидий, которые в данном случае объективно являются фактором, сдерживающим реформы.


Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»