СПК «Ждановский» является крупным пригородным хозяйством, которое поставляет к столу нижегородцев различные овощи, мясо, молоко. Причем, витаминную продукцию почти круглый год дает современный тепличный комбинат, а поставки молока резко возросли после того, как здесь одними из первых ввели в рамках нацпроекта животноводческий комплекс на тысячу коров.
     Надо сказать, такие успехи ждановцам дались нелегко. Пригородное положение как бы заранее обрекало хозяйство на соперничество с соседним областным центром, который своими новыми жилыми массивами постоянно наступал на здешние земли. По рассказу директора СПК «Ждановский» В. Кислякова, поначалу в хозяйстве пытались этому противостоять, но поскольку городу все равно надо развиваться, то здесь со временем решились на крупный хозяйственный маневр. Суть его в том, что часть земель, примыкающих к городу (и далеко не самых лучших по качеству), здесь продали под частные коттеджи. Вырученные несколько десятков миллионов рублей пошли на самые неотложные нужды - покупку новой техники и строительство жилья для работников хозяйства.

     К тому времени в «Ждановском « присоединили соседний развалившийся совхоз. Делалось это не без горячих споров - за соседом тянулись немалые долги, которые пришлось ждановцам гасить. По конкурсу удалось тут приобрести кое-какого имущества на три миллиона рублей.

- А главное, мы постарались убедить здешних жителей передать нам земельные доли,- говорит В. Кисляков.- Земли тут всегда были неплохие, но к тому времени они заросли лесом, поскольку их не пахали прежние хозяева. Мы пустили сюда мощную мелиоративную технику, в результате получили почти полторы тысячи га отличной пашни. Таким образом, мы с лихвой компенсировали потери сельхозугодий в пригородной зоне. Одновременно была решена и еще одна острая проблема. Дело в том, что наше пригородное хозяйство всегда использовало для животноводства покупные корма, доля которых нередко доходила до 70%. Со столь солидным прибавлением пашни мы сумели резко снизить дефицит в кормах, к тому же они теперь обходятся гораздо дешевле. В отдаленной деревне Чаглава отремонтировали два животноводческих двора, сюда было переведено основное дойное стадо, поскольку в окрестностях располагаются богатые выпаса. Поставили на фермах французские холодильники, что позволило возить молоко потребителям не три раза в день, как раньше, а сразу одним рейсом. Отсюда немалая экономия на транспортных расходах.

     Чтобы закончить с «молочной темой», вернемся на центральную усадьбу, где теперь действует настоящая мега-ферма с молокопроводом, доильным залом, оборудованным установкой «Карусель». Когда на площадке были вбиты первые колышки, мало кто верил, что через год с небольшим новая ферма начнет давать первую продукцию. Но строители работали по-ударному, стройка не растянулась на долгие годы, как нередко случается на селе. Со своей стороны, заказчик решил не мелочиться, стройка потянула в общей сложности на 256 млн руб.

     Помещения возведены из легких сборных материалов по проектам немецких фирм, которые и поставили сюда основные материалы. В просторных четырехрядных коровниках содержание животных беспривязное. Продумана до мельчайших деталей раздача кормов, впервые внедрена так называемая продольно-поперечная система удаления навоза. Поднимающиеся окна и открывающийся конек на крыше - в помещениях всегда свежий воздух, условия содержания скота самые современные.

     Характерно, что установка «Карусель» позволяет доить в течение часа по 250 коров. Причем, появление новой фермы позволило в хозяйстве значительно увеличить поголовье КРС - оно в последнее время возросло более чем на полтысячи животных.

     Поскольку столь мощное развитие получила сырьевая база, пришлось пойти на расширение молочного цеха, где теперь вырабатывается почти три десятка видов изделий. Это пригородное хозяйство снабжает, как и положено, своей продукцией школы, больницы, детсады, немало ее идет на продажу на рынках.

     Уже упоминалось о том, что часть средств, вырученных от продажи земли в пригородной зоне, были пущены на жилищное строительство. Причем, острую жилищную проблему в этом хозяйстве решают довольно оригинальным способом. Прежде всего, за счет привлечения к этому делу самих застройщиков, которым выделяют по 250 тыс. руб. Причем, делают это не деньгами, а стройматериалами, транспортными услугами. Когда застройщик осваивает 40% стоимости своего дома, ему помогают оформить жилищный сертификат на право получения субсидии из бюджета. Размер такой субсидии - до полумиллиона рублей, что позволяет застройщику побыстрее закончить дом и справить новоселье.

     Кстати, для таких застройщиков в хозяйстве выделили участок в 8 га, подвели сюда водопровод и другие коммуникации. Даже для начала по распоряжению Кислякова залили несколько фундаментов, поставили деревянные срубы. Если поначалу люди осторожничали, то позже желающих обзавестись собственным жильем оказалось немало.

     На центральной усадьбе высятся несколько многоэтажек из панелей. К одной такой многоэтажке сделали пристрой, причем, привлекли для этого солидного инвестора. Условия при этом такие - из 35 квартир в этой новой секции 22 достались работникам хозяйства, а остальные пошли в уплату за стройку инвестору. При этом новые квартиры не просто давали, а продавали своим работникам. Для этого люди получали по 250 тыс. руб от хозяйства, остальное они доплачивали из своих средств. Причем, свои прежние квартиры владельцы могли продать хозяйству по рыночным ценам.

     А теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы рассказать еще об одном любопытном проекте, который сейчас осуществляется в «Ждановском». Речь идет о переводе технике на более современное и экономичное горючее- газ метан. Сейчас в этом хозяйстве действует первая сельская газонаполнительная компрессорная станция. Но еще задолго до ее пуска в хозяйстве начали переводить на новый вид топлива автомобильный парк. Директор Кисляков рассказывает:

- Новой идеей я сразу увлекся, перечитал массу специальной литературы, съездил в другие регионы, где давно уже заправляли газом машины. Для начала мы перевели на газ автопарк, а точнее - легковушки, которые возили специалистов. Раньше на каждую легковушку выдавали по полсотни литров бензина на день, а его все равно не хватало. Никакого секрета тут не было - водители в конце работы сливали бензин из баков… Находились и такие, кто доказывал, что мощность двигателя при переходе на газ резко снижается, грузовики, мол, на метане вообще не смогут работать. Впрочем, были и объективные трудности при внедрении этого новшества. Поначалу заправлять машины газом приходилось на станции, принадлежащей «Волготрансгазу». Находится она в другом конце города, а это полтора десятка километров.

     Потому взялись строить свою газонаполнительную станцию на центральной усадьбе. Кстати, стоимость перевода одного автомобиля на метан не так уж велика - в зависимости от марки колеблется от 80 до 120 тыс. руб. Для строительства и монтажа оборудования привлекли подрядчика- ООО «Экогазсервис». Стоимость оборудования - более 3 млн руб.

В хозяйстве подсчитали, что ежемесячная экономия на бензине при переводе автопарка на метан составляет 250 тыс. руб, а в течение года - около трех миллионов рублей. Дело в том, что в хозяйстве берут газ из соседней магистрали по цене 2 руб 50 коп за кубометр, при переработке его до сжиженного состояния тратят еще 70 копеек. Иными словами, себестоимость кубометра метана обходится «Ждановскому» не дороже четырех рублей за кубометр, а литр обычного горючего на городской заправке « тянет» более двух десятков рублей. Вот такая, как говорится, бухгалтерия…

     Особенность газонаполнительной станции в «Ждановском» в том, что она блочного типа. Так, на первых порах был сдан компрессор на 200 кубов метана. Но теперь в хозяйстве намерены сделать следующий шаг в освоении этого новшества - увеличить мощности станции. Для этого недавно приобретен второй компрессор, который обладает удвоенной мощностью, рассчитан на 400 кубов метана. Это позволяет начать переводить на новое топливо тракторный парк, в котором насчитывается только « колесников» более трех десятков. В порядке подготовки уже приобрели газовые баллоны для 10 тракторов.

     В осуществлении этого проекта, который по праву можно назвать пилотным, имеется одна технологическая тонкость. Если автомобили можно без труда заправлять новым топливом на стационарной станции (что до сих пор и делалось в Ждановском»), то иначе обстоит с тракторным парком, который нередко занят в поле по 10-12 часов. В этом случае одной утренней заправки для мощного трактора явно не хватает. На помощь должен прийти специальный заправщик, который в нужный час непосредственно в поле доставит для агрегата дополнительное горючее. Надо еще учесть немалую разбросанность здешних полей, которые порой находятся за десятки километров. Поэтому в хозяйстве сперва приобрели один передвижной заправщик, а недавно прикупили второй такой агрегат, чтобы исключить простои техники в поле.

     Если до последнего времени в «Ждановском» вкладывали в новое дело исключительно собственные средства, неся при этом миллионные затраты, то теперь ситуация заметно разрядилась. Дело в том, что правительством области вначале прошлого года была утверждена новая программа « использование природного газа в сельском хозяйстве области на 2008-2010 годы «, согласно которой в течение трех лет должны быть переведены в хозяйствах на метан более тысячи единиц автотракторной техники. Для привлечения к активному участию хозяйств в этом проекте предусмотрена финансовая их заинтересованность, когда половину стоимости всех затрат берет на себя бюджет. Согласно этой программе, ждановцы уже получили около десяти миллионов рублей.

     Надо сказать, что поначалу выразили участвовать в этой программе немало нижегородских хозяйств. Так, в СПК имени К. Маркса заканчивается проектирование такой газонаполнительной станции. Заранее было приобретено технологическое оборудование. Сейчас возникли трудности с получением лимитов на газ. Кстати, это не такая уж пустяковая процедура, как может показаться. В свое время работникам «Ждановского» пришлось немало побегать по разным конторам, чтобы получить разрешение на врезку в соседний газопровод. Похоже, что по разным причинам пока решили отложить перевод сельхозтехники на метан в АО «Нива», АО «Таремское» и некоторых других хозяйствах. Вот и получается, что пущенная в свое время в «Ждановском» первая газонаполнительная станция пока остается первой и единственной на селе, а основная часть тракторов на полях как дымила дорогостоящей соляркой, так и продолжает по сию пору ею дымить. Не этим ли обстоятельством объясняется то, что нижегородские власти решили продлить действие новой программы еще на несколько лет.


Источник: Анатолий Ершов Нижегородская область «Крестьянские ведомости»