Канадские фермеры провели плебисцит с целью выяснить, что думают сами производители зерна относительно идеи преобразования функций и задач Канадской комиссии по пшенице - ККП (Canadian Wheat Board).
Фермеры высказались за сохранение монополии этой организации на торговлю пшеницей и ячменем. Однако федеральный министр сельского хозяйства Джерри Ритц отказывается признавать эти результаты, назвав их «необязательными».
Не смущает министра и то, что за сохранение монополии высказались 60% фермеров, выращивающих пшеницу, и 51% фермеров, производящих ячмень. По сообщению Канадской радиовещательной корпорации Си–Би–Си, в голосовании приняли участие 55% фермеров, специализирующихся на выращивании пшеницы, и 47% - на производстве ячменя.
Плебисцит состоялся по настоянию фермеров. Этого требует и закон о деятельности Комиссии, но министр отказывался делать это и проводить голосование. Более того, он отказывается признать результаты плебисцита, утверждая, что это всего лишь опрос, а не голосование, результаты которого обязаны выполняться.
Ритц намеревается отменить закон к августу будущего года и отменить монополию. Правда, сама Комиссия при этом сохранится.
Министр уверен, что рынок должен быть свободным, а фермеры должны выбирать, как им продавать зерно – индивидуально или посредством пула.
Нужно отметить, что такие идеи (отмену монополии) в Канаде поддерживают правительства трех провинций – Британской Колумбии, Альберты и Саскачевана. Правительство провинции Манитоба, наоборот, поддерживает позицию фермеров и считает, что фермеры вправе сами определять будущее Комиссии.
Политики также разделились по данному вопросу и выступают с разных позиций. Некоторые утверждают, что, как только отменят монополию, у Комиссии не останется никакой власти, и она фактически перестанет существовать.
Гудейл, бывший министр, ответственный за Канадскую комиссию по пшенице, заявил, что в этом случае экономика западной части страны потеряет 500 млн долл. Если Комиссию уничтожат, эти деньги окажутся в руках крупных международных торговых компаний, занимающихся продажей зерна.
Как отметил Гудейл, Канадская комиссия по пшенице контролируется фермерами, а ее деятельность оценивается примерно в 6 млрд долл. Если Комиссию уничтожат, ее никогда не удастся восстановить.
Законодательно Комиссия была создана еще в 1935 году, напоминает Си–Би-Си. С 1943 года она обладает монополией на торговлю пшеницей. Спустя несколько лет Комиссии добавили право монопольной торговли ячменем и овсом.
Правительство консерваторов в 1989 году сумело отменить монополию на овес, но за Комиссией сохранилось право на экспорт ячменя и пшеницы, а также на торговлю внутри страны продовольственным зерном.
Ритц полагает, что от монополии надо отказаться, если фермеры намереваются полностью раскрыть свой потенциал. Фермеры должны иметь выбор, кому продавать зерно, говорит он. На пути к этому стоит монополия.
Ритц не боится идти в суд. Он уверен, что выиграет процесс. А в суд на него подала одна общественная организация «Друзья ККП». Истцы заявляют, и не без оснований, что по закону министр обязан был дать возможность фермерам провести голосование, прежде чем строить планы об отмене монополии.
Запрос группы поддержки изучат юридически, и это будет предшествовать полной процедуре судебных слушаний. Ее представитель настаивает на выполнении федерального закона и, по его словам, в данном случае неважно, каковы результаты плебисцита.
Группа еще раньше заявляла, что готова судиться, причем независимо от итогов плебисцита.
Справедливости ради надо сказать, что и некоторые фермерские группы выступают за отмену монополии. Но большинство все-таки за ее сохранение.
Канадская комиссия по пшенице – крупнейший торговец в мире пшеницей и ячменем. Она ведет торговлю этой продукцией от имени фермеров. За проданное зерно она заплатила фермерам в нынешнем году около 5,8 млрд долл. Крупных собственных активов у нее нет. У нее в собственности нет элеваторов или портовых терминалов. Есть здание в Виннипеге. Правда, Комиссия недавно заявила, что покупает два судна.
Ее основной актив, как подчеркивает Си–Би–Си, – гарантированные поставки всей пшеницы и ячменя, выращенных в Западной Канаде, которые идут на экспорт или поступают в продажу для продовольственных нужд.
Фермеры могут по своему усмотрению распоряжаться только кормовым зерном. Все остальное (зерно для потребления человеком) реализуется через Комиссию по пшенице.
Сторонники сохранения привычного порядка считают, что без права на монопольное положение существование Комиссии теряет смысл. По их мнению, вопрос стоит по принципу: или – или. Вот почему вопросы на плебисците и были сформулированы подобным образом.
Министр Ритц и его сторонники утверждают, что Комиссия может существовать на добровольной основе.
Чего хотят консерваторы? Здесь история поучительная и многое говорит само за себя. Сторонники консерваторов (что-то типа «рыночников» по-нашему) давно уже нацелились на отмену монополии и прерогатив ККП. В 2007 году они в одностороннем порядке решили вывести ячмень из сферы ответственности Комиссии на основании решения кабинета министров. Сторонники сохранения комиссии выступили против министра сельского хозяйства. Федеральный суд страны постановил тогда, что у правительства не было на это законных оснований. Попытка провалилась.
И, несмотря на разговоры о широкой поддержке производителей идеи отмены монополии, получалось так, что солидное большинство фермеров – директоров, избираемых во всей Западной Канаде, всегда выступали за сохранение монополии Комиссии.
Но Ритц утверждает, что фермеры в целом поддержали как раз его решение, потому что в мае на выборах было избрано именно правительство консерваторов.
Не все фермеры уверены, что Комиссия в таком случае сохранится. Они не в восторге.
«Фермер есть фермер, а не торговец или покупатель зерна. Придется как-то выкручиваться» - приводит Си-Би-Си слова одного из зерновиков.
С другой стороны, приводятся и слова одного из профессоров Университета Саскачевана, П. Филипса, который считает, что и при новой системе у Комиссии неплохие шансы. В конце концов, есть клиентская база – это те самые 60% производителей зерна, которые поддерживают Комиссию в ее нынешнем виде.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»