Миссия создаваемого под Москвой Инновационного центра «Сколково», призванного генерировать новшества и способствовать их широкому распространению в стране, волнует и аграриев. Об этом свидетельствует и обсуждаемая сейчас в Курганской области идея о создании «Крестьянского Сколково».

В регионе разделились мнения о так называемом «Крестьянском Сколково». Речь идет о создании в Курганской области - на основе частно-государственного партнерства – кластера. агропромышленной группы, в которой были бы связаны между собой наука, сельхозпроизводители, переработчикbв, поставщиков сельхозпродукции по технологической цепочке «от поля до потребителя».

С таким предложением выступил представитель региона в Совете Федерации Сергей Лисовский. По мнению сенатора, Курганская область может стать пилотным регионом и распространить передовые научные разработки и методы сельхозпроизводства в масштабах всей Российской Федерации. Кроме того, проект позволит привлечь региональную промышленность и стройиндустрию к реализации крупных проектов в АПК, провести работы по импортозамещению продуктов питания и даже техники.

Сенатора поддержал губернатор Олег Богомолов, заинтересовались идеей здешние ученые сельскохозяйственного профиля. В то же время некоторые региональные законодатели усматривают в предложении сенатора элементы самопиара, не учитывающие сегодняшние реалии в жизни региона.

Инновационные технологии просто некому и не на чем воплощать в жизнь; потенциал региона недостаточен, село разваливается. считают они. Нужна серьезная поддержка федерального центра.

Понять и оптимистов и пессимистов можно. Все более очевидно, что без широкого освоения новшеств, инноваций технического, т6ехнологического, организационного характера отечественным аграриям все сложнее на равных конкурировать с зарубежными коллегами. И не только на внутреннем рынке, решая проблемы импортозамещения в угрозе вступления России во Всемирную торговую организацию.

У российских предпринимателей из сферы АПК все больше амбиций по выходу и на мировой рынок. И не только с зерном, но уже и с другими продуктами, к примеру, с мясом птицы, свининой, подсолнечным маслом, рисом. А крепкие позиции на мировых рынках предъявляют серьезные требования к качеству и экономичности на всем продвижении продукта от производства до прилавка. Выигрывает тот, кто надежно опирается на новейшие достижения отечественной и мировой науки. А как разх с этим в России традиционно плохо.

На данный момент передовые техника и технологии имеются примерно в 1,5 % крупных аграрных организаций и менее чем в 0,5 % фермерских (крестьянских) хозяйств, использующих современную зарубежную технику и технологии, включая посевной материал. В растениеводстве более 70% сельскохозяйственных товаропроизводителей производят продукцию по экстенсивным и устаревшим технологиям, используют низкокачественные семена, минеральные удобрения вносят в ограниченных объемах, не в должной мере защищают посевы от болезней и вредителей.

И может ли быть иначе, если выпускаемая отечественная техника обеспечивает реализацию в основном экстенсивных и традиционных технологий, поскольку главным образом используются морально устаревшие модели, Только за последние десять лет обеспеченность сельхозорганизаций тракторами уменьшилась в полтора раза, комбайнами для уборки различных сельхозкультур – в 1,5 – 4 раза.

Технологическая оснащенность животноводства не превышает 40% от требуемого уровня. Почти 90% молочного скота находится на привязном содержании, многие фермы слабо механизированы. Между тем, опыт целенаправленной работы в ряде хозяйств подтвердил возможность повышения удоев на 70-80% в течение 6-7 лет за счет эффективной племенной работы и кормления, перехода к беспривязному содержанию даже без приобретения племенных телок. К тому же в стране более 50% молока, говядины и свинины производятся в личных подсобных хозяйствах, использующих в основном ручной труд.

В российской аграрной науке только по отдельным научным направлениям ведутся исследования, близкие к мировым аналогам или даже задающие мировой уровень. Да и практическая результативность этих исследований крайне низка – ежегодно остаются невостребованными сельхозпроизводством до 40-50% законченных научно-технических разработок. Почему? Да потому, что отсутствует эффективный организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью. Такой механизм, который бы побуждал разработчика создавать инновационные проекты, а потребителя их использовать. Низкий уровень материальной обеспеченности аграрной науки и заработной платы ученых существенно снижают приток в НИИ и вузы молодых кадров.

Растет зависимость нашего сельского хозяйства от зарубежных стран в научно-технологическом отношении. Например, доля зарубежных сортов в общем посеве овощных культур составляет 90%, сахарной свеклы – 82%, кукурузы – 60%. Около половины закупок племенного скота и сельскохозяйственной техники – зарубежные.

Приведенные выше факты взяты из текста проекта Стратегии инновационного развития АПК РФ на период до 2020 года, размещенного для обсуждения на сайте Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства. Документ подготовлен в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А.Тимирязева совместно с ВНИИЭСХ, ФГНУ «Росинформагротех», ФГУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса».

По мнению разработчиков, необходим и реален переход к механизмам государственной поддержки, вовлекающим все потенциально способные бизнесы АПК в процессы научно-технического развития и достижения ими конкурентоспособного уровня, Доля хозяйствующих субъектов, реализующих технологические новации в сельском хозяйстве может быть увеличена с 5% в 2010 году до 35% в 2020 году. При этом удельный вес инновационной продукции за то же время вырастет втрое – с 10 до 30%. В перерабатывающей промышленности темпы обновления будут еще выше.

Переход на инновационный путь развития АПК требует продуманного комплексного подхода. Авторы проекта Стратегии связывают успех проекта с модернизацией техники и оборудования, технологических процессов на базе развития науки и распространения передовой практики, с развитием кадрового потенциала и прогрессивными организационно-экономическим механизмами государственной поддержки АПК.

При этом на первом этапе реализации Стратегии, рассчитанном на период до 2005 года, предполагается отработать механизмы широкомасштабного распространения инноваций. Решить эту задачу могли бы 7-10 субъектов Российской Федерации, отобранных по конкурсу в качестве пилотных.

Думается, Курганская область могла бы претендовать на роль такого региона. Здесь можно было бы увидеть, насколько эффективно действуют те или иные рычаги инновационного развития в дотационном регионе с большим аграрным потенциалом, сильно пострадавшим в последние десятилетия.

Таких в стране много. И здесь у государства есть шанс доказать серьезность заявлений о приверженности к инновационному развитию АПК. И не так, как в этом году: выполняя наказ государства, курганские крестьяне вырастили нынче богатый урожай зерна, а теперь вынуждены продавать его себе в убыток.

Впрочем, пока о сути курганского «Крестьянского Сколково» известно лишь в общих чертах. Проект существует как идея. А может и вообще остаться как пиар-акция известного на этом поприще политика. Жаль.

Источник:  Юрий Савин «Крестьянские ведомости»