Рекордный урожай зерна большой выгоды аграриям не принес. Цены на зерно обвалились, а начавшийся экономический кризис усугубил ситуацию проблемой возврата кредитов. В некоторых хозяйствах, продав зерно ниже себестоимости, всерьез подумывают о сокращении посевных площадей под зерновыми. Оправдано ли это? Директор «Белпродкомпании» (Краснодарский край) Сергей Пучков делится своим мнением на этот счет в эксклюзивном интервью «Крестьянским ведомостям».

     Сергей Анатольевич, как вы считаете, что может сделать государство, чтобы поддержать сельхозпроизводителей в нынешней кризисной ситуации?

     Усилия государства вполне могут решить проблемы сельхозпроизводителей. Только для адекватного решения необходимо отделить причины от симптомов. Симптомы рынка зерна очевидны – низкие цены на зерновую продукцию. А вот каковы причины? Их множество, и для системного решения этой проблемы важно определить ключевые моменты.

     На мой взгляд, одна из основных причин – это сужение рынков потребления. В последние годы растениеводство и животноводство в России развиваются в противофазе, как функции синус и косинус. Например, в 2007 году цены на зерно были слишком высокими. Это обрекло животноводов на выживание под гнетом импортного мяса, которое дотируется по всей цепочке производства и переработки. В результате поголовье уменьшилось, что по цепочке взаимосвязей сузило потребление фуражного зерна в следующем, рекордном по объемам производства 2008 году. И обострило кризис перепроизводства.

     Реальный факт – закупочные цены фуражной пшеницы в первой половине сезона опускались ниже 3 тыс. руб./т, а за кукурузу платили ниже 2 тыс. руб./т. После уборки многие фермеры попросту бросили поля...

     В 2009 году, безусловно, произойдет снижение производства зерна. Это подхлестнет цены вверх и через некоторое время они снова станут неприемлемыми для животноводов, мукомолов, хлебопеков. Цикл повторится, круг замкнется…

     Рынок не терпит пустоты. Потерянные позиции заполняются продуктовым импортом. А для отечественного АПК это просто убийственно. Производства без потребления не бывает и по этому замкнутому циклу сужается круг отечественных производителей, а за ними, по принципу цепной реакции, сбиваются с ног поставщики ресурсов и потребители зерна.

     Кто в этом виноват? Все понемногу. Как только в 2007 году аграриям выпал шанс подняться с колен, поставщики постарались «попилить» их прибыль. Производители удобрений поменяли ценники на аммиачную селитру с 4,5 до 11 тыс. руб./т, на аммофос - с 9,5 до 24 тыс. руб./т. В среднем, цены на удобрения подпрыгнули в 2,5 раза. Были ли тому объективные причины? Мне, например, столь высокие переоценки не совсем понятны.

     Далее организации, предоставляющие услуги по уборке урожая. В этом году расценки на уборку зерновых они подняли с 1,2 до 2 тыс. руб./га или на 67%. Почему? Судя по всему, поводом послужил всплеск цен на дизельное топливо. Под уборочную кампанию цена летнего дизтоплива подскочила с 14,5 до 22 тыс. руб./т, или на 52%. Цена импортных семян кукурузы, подсолнечника прыгнула от 1,7 до 3 тыс. руб. за посевную единицу или на 76%. И так далее. Чтобы досконально разобраться в этих «хитросплетениях себестоимости», следует размотать «ценовой клубок» взаимосвязей поставщиков и потребителей.

     Кризис отрасли и экономики, государства и общества начинается тогда, когда отдельные части единого целого стремятся не совмещать свои интересы, а противопоставлять их вопреки логике и здравому смыслу. Наглядный тому пример – нынешний зерновой сезон, когда усугубленная кризисом критичная масса противоречий обвалила ключевые отрасли АПК.

     А что вы думаете по поводу государственных закупочных интервенций? Помогут ли они сбалансировать зерновой рынок?

     Сбалансировать зерновой рынок интервенциями можно только в пожарном порядке, когда возникает необходимость снять избыточную, либо прикрыть дефицитную напряженность. Это своего рода тактическое оружие, применимое в условиях ближнего боя. В этом смысле, решение Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки сельского хозяйства России» я считаю вполне оправданным.

     Помните, еще в середине декабря 2008 года на совещании под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова была поставлена задача «увеличить интервенционные закупки зерна до 19-20 млн т». На этом совещании министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сообщил, что по зерну кукурузы подписан приказ и установлена закупочная цена на уровне 4 тыс. руб./т. Так что меры Правительства решительные и главное – конкретные.

     По нашему опыту, интервенции в Краснодарском крае первоначально прихрамывали в организационном плане. В частности оформить аккредитацию было сложно. Единственный аккредитованный в крае Староминской элеватор нас совершенно не устраивал, ведь он находится в 300 км от нашего хозяйства. Поэтому и участвовать в интервенциях для нас особого смысла не было. Сейчас еще несколько элеваторов аккредитовались, в частности Курганинский. Это уже в 36 км от нас, можно сказать под боком, так что в кукурузных интервенциях по 4 тыс. руб./т с удовольствием поучаствуем. А вот оставшуюся после расчетов с банкирами пшеничку прибережем до поры.

     Верите, что цены на нее пойдут вверх?

     У меня перед глазами лежит таблица с прогнозом, где большими буквами написано: «пшеница 3 класса – будут давать шесть – торгуйся до шести с половиной, будут давать меньше – не продавай; пшеница 5 класса – будут давать четыре с половиной – торгуйся до пяти, будут давать меньше – не сей». Аналитики агентства «Стратег» специально для нашего предприятия просчитали стратегические расклады этого сезона по экономике и финансам до второго знака после запятой. И прогноз составили на пару сезонов вперед.

     Только сразу хочу предупредить коллег-аграриев, что не надо воспринимать наш девиз как руководство к действию. Стратегическое планирование сродни пошиву костюма на заказ – одинаковым может быть разве что материал, а рост и размер – это индивидуальные параметры и «рядиться с чужого плеча» рискованно.

     Поделитесь, какова ваша логика принятия решений при стратегическом планировании цен?

     Логика простая: чем честнее прогноз, тем легче принимать решения. В данном случае сомнению подвергаются не столько прогнозы, сколько общеизвестные факты.

     Вначале я глазам не поверил, когда мне реальные факты по мировым балансам зерна представили, но аргументы оказались настолько убойными, что волей неволей пришлось вникать в специфику объемно-ценовых взаимосвязей, протирая глаза от изумления.

     Конечно, мы в большей степени ориентированы на региональные балансы зерна, и в этом вопросе постарались разобраться досконально.

     Дело в том, что на формирование цен зерна влияет множество факторов и соотношение спроса и предложения не всегда бывает доминирующим. Порой, «первую скрипку» играет психологический фактор, особенно когда СМИ подогревают страсти информационным ажиотажем. Рекордный урожай, мировой кризис, курсы валют и все, что под руку подвернется – как из ушата выплескивается на голову крестьянина. И он уже готов пшеницу ниже себестоимости продать, землю заложить и технику отдать. Причем, со всех сторон «кошмарят», как в сказке «чем дальше – тем страшней». А вы спросите у аграриев, знают ли они зерновой баланс своего региона?

     Кому будет страшно, если не эмоции о великом урожае, а реальные цифры зернового баланса публиковать?

     Например, Краснодарский край в этом году собрал 9 млн т зерна. По данным Южного филиала ЦСУ АПК на 1 декабря 2008 года, из России было экспортировано 10 млн т зерна, из них пшеницы 8,92 млн т и ячменя 1,06 млн. т. Основные порты находятся в Краснодарском крае, транспортировка «золотая» – сколько зерна осталось в регионе?

     Вот и подождем, когда экспортеры край обескровят, а потом поторгуемся на равных.

     На ваш взгляд, чего не хватает для того, чтобы обеспечить отечественному АПК стабильное развитие?

     Давайте на оценочных балансах агентства «Стратег» посмотрим, какие зерновые активы у России имеются в наличии, и как ими распорядиться. Как ни парадоксально, но по оценкам экспертов и аналитиков, баланс зерна в текущем сезоне по сути своей оптимален и отражает реальный потенциал российского зернового рынка. Чтобы не заблудиться в цифрах, три ключевые статьи баланса в таблице выделены красным шрифтом.

     Таблица 1. Россия – оценка переходящих балансов зерна (9 видов), млн т (по данным агентства «Стратег»)
uyt.jpg

     Экспортеры не дадут мне соврать, что реализовать на внешнем рынке 17 млн т зерна вполне достижимая цель, и соизмеримый этой цифре экспорт зерна был зафиксирован в сезон 2002-2003 гг. Значит, на перспективу ближайших пяти лет можно смело обозначить планку экспорта в 20-25 млн т и считать это целевой установкой.

     Далее, фуражное потребление, которое оценивается экспертами в пределах 35 млн т. Наращивать его не имеет смысла, поскольку конверсия кормов у нас непростительно велика. Если же считать по среднемировым показателям, то этого объема достаточно для производства 8-10 млн т мяса. По оценкам экспертов, внутреннее производство мяса сейчас составляет порядка 5 млн т/г, и еще около 3 млн т/г Россия импортирует. Исходя из этих расчетов, на перспективу ближайшей пятилетки имеет смысл планировать замещение импорта и подготовку экспортной базы, так как мясо является продукцией с высокой добавочной стоимостью. Это стратегически важно не только для наполнения ВВП, но и для обеспечения рабочих мест в реальном секторе отечественной экономики.

     Пищевое и прочее потребление относительно стабильны, поскольку демография приростом населения пока не особо радует, так что нам остается рассмотреть переходящие запасы в 16 млн т. Это 20% от годового объема внутреннего потребления, что соответствует нормативам продовольственной безопасности государства. Думаю, это весомый рычаг государственного регулирования зернового рынка и прямая сфера ответственности для государственной зерновой компании, о создании которой пестрят сообщения в СМИ.

     Для своего предприятия какую стратегию и тактику выбираете в условиях кризиса?

     Мне импонирует философия концерна Toyota, который занимает лидирующие позиции в своей отрасли по доходности и темпам развития. Стратегия этой компании акцентирована на сокращении затрат, снижении себестоимости, сроков выполнения заказов. Тактика достижения целей – отношение к людям как к самому ценному активу.

     Такая стратегия и тактика оправдана не только в условиях кризиса. Фундаментальная основа для любого бизнеса – снижение затрат и повышение эффективности производства, переработки, реализации продукции. Это аксиома, которая не требует доказательств, своеобразная стратегическая форма, которая наполняется тактическим содержанием. В свою очередь тактика выверяется сообразно реальным активам и подстраивается под специфику предприятия.

     Думаю, не стоит искать универсальных рецептов, чудодейственных панацей и прочих сказочных средств от кризиса. Я разделяю мнение нашего Президента Дмитрия Медведева, который назвал в своем недавнем видео-обращении два ключевых аспекта выхода из кризисной ситуации: «важно не только защититься от проблем, но и по максимуму использовать возникающие возможности». Этим все сказано. Мне остается только напомнить восточную мудрость: «если хочешь стать сильным, развивай силу и не потакай слабостям».


Источник: Диана Насонова «Крестьянские ведомости»