«Крестьянские ведомости» продолжают публиковать отраслевые рейтинги, составленные специалистами из Всероссийского НИИ аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова (ВИАПИ).
     Рейтинги были составлены по информации, полученной от органов государственной статистики в период за 2005-2007 годы. На этот раз мы комментируем рейтинг предприятий по производству овощей открытого грунта.

     В числе лидеров рейтинга наиболее крупных и эффективных предприятий по производству овощей открытого грунта в России за 2005 - 2007 гг. (Клуб «Овощи - 100») сплошь знакомые и известные организации. В то же время, по сравнению с прошлым годом, произошли некоторые изменения, они, в целом, незначительны.

     В клубе овощеводов открытого грунта лидером является ООО «Фрухтинг», производивший на площади 528 га 31 тыс. т овощей и реализовавший их на сумму 195 млн руб. На втором месте ЗАО «Дашковка» с объемом производства 22,4 тыс. т овощей и суммой реализации 138,4 млн руб. На третьем месте расположилась ЗАО «Агрофирма «Бунятино» с объемом производства 19,2 тыс. т и реализацией на сумму более 98 млн руб. Все хозяйства находятся в Московской области. Среди первых 15 овощеводческих хозяйств 10 находятся в Московской области, 4 в Ленинградской и одно – в Тюменской области.

     Что характерно, сохраняется динамика роста урожайности овощей и картофеля, в то время как по остальным культурам периоды роста урожайности сменялись падениями. Поэтому неудивительно, что по сравнению с прошлым рейтингом овощеводы значительно прибавили в весе. Так, удельный вес овощеводческих хозяйств в клубе вырос до 6%, хотя в период составления рейтинга 1995-1997 гг., эти хозяйства еще входили в разряд 6% «прочих». Удельный вес отраслевых клубов в выручке от реализации овощей открытого грунта повысился с 41,5% до 64,9%. А удельный вес отраслевых клубов в валовом производстве овощей составил 57,9%. При этом такие показатели как валовое производство и выручка от реализации овощей открытого грунта оказались на предпоследнем месте среди всех видов продукции. Поэтому логично, что в отчетах ВИАПИ уровень рентабельности овощеводов в целом по стране оказался на уровне скромных 2,6%, уступая только отрицательным показателям животноводов.

     Уровень рентабельности хозяйств, вошедших в клуб, составил 45,4%, но среди членов Клуба из других отраслей этот показатель также выглядят бледно. Возможно поэтому количество хозяйств в нашей стране, занимающихся овощеводством, наименьшее среди всех остальных отраслей специализации – 951.

     В чем секрет успеха предприятий, вошедших в сотню лучших? Составители рейтинга отмечают, что удача в агробизнесе сопутствует тем, у кого высок уровень специализации. И здесь действительно прослеживается закономерность. Например, урожайность в хозяйствах, вошедших в клуб 100 в три раза выше, чем в целом по стране. Но самое главное, что если у овощеводов в целом по РФ уровень специализации всего 3% (самый низкий в сельском хозяйстве), то в Клубе «Овощи - 100» он достигает 23,4%. Но здесь опять необходимо подчеркнуть, что по сравнению с другими отраслевыми клубами это низкий показатель.

     Прежде чем перейти к самому рейтингу, напомним, что согласно федеральному закону «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», первичные данные статистического наблюдения - это информация ограниченного доступа. Этим объясняется небольшое число названий хозяйств, так как без разрешения на публикацию от них печатать такие данные запрещено.

     Больше всего хозяйств в рейтинге из Московской и Ленинградской областей. Они же составляют значительную часть первой половины рейтинга и всю первую десятку.

     Как и ожидалось, предприятия Клуба «Овощи - 100» располагаются вокруг крупных городов, потому что овощеводство традиционно сконцентрировано около центров сбыта. Примечательно, что в Московской области самым «овощеводческим» районом стал Дмитровский, а Ленинградской – Тосненский.

     За Дмитровским районом уже давно закрепилась слава лучшего места в Подмосковье для выращивания овощей. Там достаточно влажно и почвы как нельзя лучше подходят для требований большинства овощных культур. Кроме того, район является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в Московской области. На протяжении 5 лет район занимает первое место в регионе по производству овощей. Объем картофеля и овощей, выращенных в Дмитровском районе, составляет 35% от всего производства этой продукции в Московской области.

     Самой большой посевной площадью в рейтинге обладает хозяйство из Краснодарского края Краснодарского района – 625 га. На втором месте подмосковный ООО «Фрухтринг» с 528 га и Тюменская «Агрофирма Кримм» с 435 га.

     Валовый сбор, как показывает рейтинг, не зависит от места в списке, хотя большинство лидеров имеют высокие показатели по этой позиции.

     Самая высокая урожайность у ЗАО «Совхоз имени Ленина» - 852,2 ц/га (30 место в общем списке). Далее следует хозяйство из Озерского района Московской области (20 место в рейтинге) – 823,6 ц/га и из Щекинского района Тульской области (последнее место таблицы) – 772,4 ц/га. Таким образом, еще раз подтверждается факт, что высокие урожаи не гарантируют прибыли. Ведь важно еще и выгодно продать произведенный товар, а сделать это можно только при хорошем качестве и низкой себестоимости собранных овощей.

     Именно это получается лучше всех у лидеров рейтинга. Себестоимость реализованных овощей у ООО «Фрухтринг» составила 198,5 руб/ц, а у ЗАО «Совхоз имени Ленина» - 342,9 руб/га. Цена реализованных овощей у лидеров достигает 700 руб/ц, а в конце списка она чаще всего колеблется в районе 300-400 руб/ц.

     Уровень рентабельности реализованных овощей оказался самым высоким у хозяйства из Озерского района Московской области – 306,4% далее идет хозяйство из Тамбовской области – 277,1%, и ЗАО «Картофель» из Курганской области - 155,1%.

     Здесь стоит объяснить, как рассчитывался рейтинг. Дело в том, что для определения места предприятия в списке брался не какой-то один важный показатель, а весь их комплекс. Для определения отраслевых рейтингов использовались три показателя: объем валовой продукции отрасли, стоимость товарной продукции и прибыль от реализации. Само собой, такие факторы как посевная площадь и урожайность, не влияющие на прибыль, не брались в расчет при определении места в списке.

     Для того чтобы нивелировать влияние погодных условий на результаты деятельности предприятий, рейтинг рассчитывался на основе данных за три года.

     Сначала определялось место, которое занимает исследуемое сельхозпредприятие по каждому из приведенных показателей в отдельности. После этого места, занимаемые данным предприятием по каждому показателю, складывались, и все сельхозпредприятия распределялись по списку согласно сумме занимаемых мест.


Источник: Илья Дашковский «Крестьянские ведомости»