9249245973_9257cac932.jpgДля фермеров, заботящихся об экологии, главные вопросы – как включить свою деятельность в природный биологический процесс, как достичь максимальной продуктивности, не подвергая опасности природные системы, как создать экологически безопасную и устойчивую аграрную систему. В Северном Таиланде существует один удивительный пример решения подобных вопросов. Где лежит грань между фермой и лесом? Для хозяина фермы Таком Пай Сандота ее нет. Лес и сельскохозяйственные культуры живут вместе, произрастают в симбиозе и покрывают потребности Сандота и его гостей круглый год. Он пользуется естественными биологическими системами, чтобы максимизировать продукцию и минимизировать затраты и труд. Более того, включение леса в фермерскую систему сделало ее безотходной: отходы одной части системы перерабатываются другой. Учиться такому фермерству к Сандоту приезжают со всего мира. Правда, его земляков такое бережное и вдумчивое отношение к окружающей среде интересует мало.

История началась лет 150 назад, когда бедный тайский фермер из Чиангмая ежегодно платил налоги частью урожая. Однажды урожая не хватило, с него потребовали внести оставшуюся часть деньгами. Их не было, и фермер с семейством переехал в район современного Пая. Местное племя продало ему землю за мачете и сверток табачных листьев. С той поры семейство этого фермера мирно проживало в Пае. Сейчас фермой управляет внук того фермера, Сандот. Он вернул ее к традиционным органическим началам, серьезно веря в восстановление лесов и возможность создания успешной экосистемы. «Большую часть еды и материалов дает нам лес. Я могу обойтись без овощей, но не могу прожить без леса», – утверждает он. Лес дает Сандоту пищу, кров, воду, лекарства, тепло и многое другое. Стабильность агрокультурной системы Сандота основана на ее диверсификации.

Ферма Таком Пай не всегда была чисто органической. Когда Сандот получил ее от отца, почва была истощена, водных источников не хватало, леса были выведены почти начисто. Сандот для начала превратил ферму в обычную манговую. Его система зависела от химических удобрений и страдала от неудобств монокультурности. Через пару лет Сандот понял, что химические удобрения ему не нравятся. «Они заставляли меня чувствовать себя плохо, ощущать себя грязным. Я хотел строить здесь дом, растить детей, и я перестал ими пользоваться», – рассказывал фермер. Сандот решил, что устал от зависимости от дорогих химикалий и ограничения времени сбора урожая несколькими разами в год. С той поры его ферма стала органической. В лесу он посадил много разного. Искал проплешины и засаживал их. Сейчас лес на его ферме не вырубается, он чрезвычайно разросся, а водные источники стали изобильными. Семья Сандота сперва относилась к его нововведениям скептически и не одобряла их. Однако сейчас, с переходом на круглогодичный сбор урожая, она пожинает плоды.

Кроме прочего, Сандот создал целый населенный пункт бунгало из собранных лесных материалов. Вся посуда на его ферме сделана из бамбука, как и вообще почти всё. Сандот выращивает массу всего: манго, тамаринды, лимоны, карамболу, бананы, кокосы, гуавы, помело, апельсины, лонган, мангустан, ним, авокадо, маракуйю и еще многое другое. Поля он засаживает рисом, хлопком, кофе, кунжутом, множеством овощей и медицинских растений. То, что требует ухода, стратегически сеется вдоль местных тропок для облегчения труда и сбора. В сухой сезон фермер наполняет стеклянные сосуды водой и разбрызгивает ее вдоль тропок.

Лесная система дает множество выгод. Деревья помогают восстанавливать почву, удобряя ее, увеличивая ее способность сохранять воду и защищая от эрозии. Все продукты возвращаются в почву в том или ином виде. Лес настолько уменьшает необходимость в труде, что с ним управляются двое, и у них остается достаточно свободного времени. Больше всего труда требуют посадка и сбор риса, но помощь семьи и соседей делает то и другое довольно быстрым.

Поучиться системе Сандота приезжают со всего мира. «Я хочу научить местных, но им это не интересно. Они не заботятся о лесе и окружающей среде. Традиционный путь здесь потерян», – говорит Сандот. Он сажает сады в школах и пытается учить студентов, но даже их преподавателям неинтересно. Но среди студентов время от времени кто-нибудь заинтересовывается. «Я хочу учить перманентному сельскому хозяйству (пермакультуре), натуральному фермерству».

Еще один проект, которым Сандот очень активно занимается – строительство плотин на лесной реке, чтобы у деревенских жителей было достаточно воды в сухой сезон. Многие его проекты приносят пользу не только местным племенам, но и лесу. «Если бы только они перестали жечь наши леса», – сокрушается Сандот. – «Я хотел бы, чтобы они научились делать компост из отходов, не пользоваться пластиком и плести корзины из бамбука. Бамбук может давать людям много вещей, но уничтожение лесов ограничивает возможности его роста. Им надо научиться натуральному фермерству, сотрудничеству с природой и заботе о лесе». Сандот говорит очень эмоционально. «Я хотел бы, чтобы местные заботились о лесе. Строили маленькие запруды. Тогда деревья смогут расти, и животные и лес смогут выживать. Не надо жечь лес! Если бы они только поняли водные циклы и то, что вырубание деревьев останавливает воду…». Он делает пруды из земельных запруд, которые помогают воде собираться и возвращаться в землю, а деревьям расти.

Фермерствовать таким путем Сандота вдохновило множество вещей, среди прочего – его путешествия в Саудовскую Аравию. Там он видел, как людей вдохновляют деньги, и понял, что деньги не делают их счастливыми. А самодостаточность и простая жизнь делает дни счастливыми и осмысленными – а сон – легким и целебным, как на ортопедической подушке, уверен он. Путешествуя, Сандот видел и истощение основных водных источников. «Когда компания срубает дерево, вода исчезает. Здесь вода – это возможность выживать».

Сандот принимает гостей со всего мира с распростертыми объятьями, каким-то образом умудряется помнить всех по именам и обращается с ними, как с друзьями на всю жизнь.