На свое второе заседание намерена собраться 14 мая созданная в Государственной Думе рабочая группа по разработке законодательных мер, которые смогут поддержать отрасли при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Состоявшееся накануне майских праздников первое ее, расширенное собрание было отмечено, как писали некоторые комментаторы, «неприятным открытием»: против присоединения к ВТО активно выступили представители аграрных отраслей. Для самих же аграриев ничего похожего на «открытие» не прозвучало.

Данная рабочая группа составлена из представителей всех думских фракций - по три представителя от каждой. На своих заседаниях группа заслушивает доклады экспертов различных отраслей. Цель: подготовить к 29 мая - дню парламентских слушаний о вступлении России в ВТО - конкретные предложения по поддержке самых проблемных отраслей и представить их председателю Госдумы, депутатскому сообществу на расширенном пленарном заседании.

Очевидно, что это более чем не простая и еще более ответственная задача. И характерно, что именно сразу партию «первой скрипки» в выражении мнений предпринимательского сообщества сыграли аграрии. Свои претензии, о которых постоянно пишут «Крестьянские ведомости», высказали производители сельхозтехники, мяса, маслосемян и других видов сельхозпродукции. Самыми лояльными оказались в пищепроме бизнесмены от алкогольного цеха.

Во многом повторилось то, о чем пару дней ранее говорили участники заседания думского комитета по аграрным вопросам. Выступивший с информацией первый вице-президент Россельхозакадемии Иван Ушачев отметил, что ученые академии, несмотря на постоянную работу по этой проблеме, не привлекались Правительством к непосредственному участию в разработке условий присоединения России к ВТО для аграрного сектора.

Между тем, очевидно, что отечественное сельское хозяйство, ослабленное в результате реформ 90-х годов, еще не полностью вышло из кризиса 2008 - 2010 гг., а страны - наши конкуренты на мировом агропродовольственном рынке используют несравненно более выгодные условия ведения сельскохозяйственного производства по сравнению с теми, на которых предложено России вступать в ВТО. Так, если оценивать суммарную поддержу по всем «корзинам» ВТО в сопоставимых величинах, например, в расчете на 1 га пашни, то окажется, что у нас она ниже, чем в США в 6 раз, чем в ЕС – в 14 раз, чем в соседней Норвегии – в 45 раз и даже по сравнению с развивающимся Китаем у нас она ниже в 10 раз. И лишь на Украине поддержка оказалась еще ниже нашей.

Сложность ситуации заключается еще и вот в чем. В первые годы реализации Государственной программы, когда разрешается использовать на поддержку отрасли до 9 млрд долл. США, принятыми бюджетными проектировками Минфина РФ на 2013 – 2014 гг предусматривается государственная поддержка около 130 млрд рублей или в сопоставимых ценах – в 2 с лишним разом меньше, а с учетом инфляции – это означает даже ее некоторое сокращение. В последующие годы, когда проектом Госпрограммы предусмотрен рост поддержки, а в это время уже начнут действовать более низкие разрешенные ВТО ее предельные размеры, полагает Иван Ушачев. Так, по расчетам, согласно проекту Госпрограммы, потребность в финансировании мер «желтой корзины» в 2017 г. составит 6,6 млрд долл. США, а разрешенный ее размер - лишь 5,4 млрд долл. США. Поэтому придется искать выход из положения, которое сложится в последующие годы, когда перенесение части поддержки из «желтой корзины» в «зеленую», вероятнее всего, повлечет за собой снижение объемов сельскохозяйственной продукции, поскольку не всегда увеличение инфраструктурных расходов может компенсировать их недостаток в производстве.

По мнению ученого, именно Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы должна стать основным инструментом по адаптации отечественного АПК к функционированию в условиях ВТО. «Поэтому ученые РАСХН предлагают вернуться к первоначальному варианту Госпрограммы, разработанному специалистами Минсельхоза с учеными, который был рассчитан на гарантированную реализацию критериев Доктрины продовольственной безопасности, при этом объем господдержки в первые годы вполне укладывается в согласованный с ВТО допустимый уровень поддержки»,- сказал он. Особое внимание необходимо уделить мероприятиям, направленным на устойчивое развитие сельских территорий, так как их финансирование, начиная с 2009 г., снизилось в 3 раза против объемов, предусмотренных на эти цели в действующей Госпрограмме.

Удастся ли в результате парламентских дискуссий поправить ситуацию? Большой вопрос. Один из самых активных участников дискуссии на думской рабочей группе, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик обратился в конце заседания к заместителю главы Минэкономразвития Максиму Медведкову с вопросом, возможно ли пересмотреть положения протокола после ратификации и сколько времени у России на это будет. Мы можем пересматривать отдельные положения только через три года после ратификации, как сейчас это происходит, например, в Украине, ответил главный российский переговорщик по ВТО.

Многоопытный депутат посоветовал в этом случае поспешить с предложениями и замечаниями по господдержке. Ведь после принятия бюджета в июне перераспределять расходы на те, или иные отрасли будет гораздо сложнее.

Не получится ли, что именно в таком привычном «ручном режиме» будут и в дальнейшем решаться все вопросы, связанные с работой агропрома да и других отраслей в условиях ВТО?

Источник: Автор Юрий Савин «Крестьянские ведомости».