Европарламент обнародовал свое видение новой аграрной политики ЕС после 2013 года. Это было сделано путем принятия соответствующей резолюции до того, как осенью свое слово должна сказать Еврокомиссия.
Появление этого документа имеет огромное практическое значение. После вступления в силу Лиссабонского договора все планы реформ в Евросоюзе и любое законодательство, касающееся сельского хозяйства, должны получить одобрение Европарламента.
В тексте резолюции, занимающей несколько объемных страниц, указывается, что современное сельское хозяйство сталкивается с рядом серьезных проблем. Это изменение климата, необходимость обеспечить достаточное количество продовольствия, его качество и конкурентную среду.
Можно утверждать, что за основу решения Европарламента были взяты идеи депутата от Великобритании Джорджа Лайона, который подготовил текст резолюции. Все предложения созвучны первоначальным идеям депутата и членов его рабочей группы, о чем в свое время сообщалось на нашем сайте.
Напомним некоторые из них. Задача обеспечения продовольствием в ЕС остается актуальной и сегодня. В странах ЕС насчитывается до 40 млн. бедняков, не имеющих достаточно продовольствия. Понадобится больше продовольствия и в мире. К тому же к 2050 году население планеты вырастет до 9 млрд. человек.
В аграрном секторе экономики ЕС занято непосредственно 13,6 млн человек (с учетом лесной и рыбной отрасли). Еще 5 млн человек заняты в пищевой промышленности. Аграрный сектор Евросоюза остается самым мощным в мире. Он обеспечивает занятость 8,6% населения и 4% ВВП.
В ходе расширения ЕС количество фермеров прибавилось на 7 млн человек, а земельные площади – на 40%. Вместе с тем, реальный доход на душу населения среди аграриев сократился за десять лет на 12% и достиг уровня 1995 года. В 27 странах ЕС средний доход фермера составляет менее половины от дохода занятого в других отраслях. В то же время стоимость топлива, удобрений и электроэнергии достигла самого высокого уровня за пятнадцать лет.
Сельское хозяйство Европы «стареет». Только 7% европейских фермеров моложе 35 лет. К 2020 году прекратят работу 4,5 млн фермеров, которым уже более 65 лет.
В Европе около 14 млн агропредприятий, производящих продукцию на 337 млрд евро.
В деревне преобладают мелкие и средние хозяйства. Средний
размер площадей типичной фермы –
Кризис сильно ударил по ЕС, в том числе и по сельскому хозяйству. Возросла безработица, на 12% упали доходы фермеров. За 2008 – 2009 гг. потребление в Евросоюзе упало на 10%, а в некоторых странах – и на все 20%.
Растет продовольственный импорт Европы. Он достиг 87,6 млрд. евро в год. Это примерно 20% всего мирового импорта. Пока ЕС остается крупнейшим экспортером продовольствия – около 17% мирового показателя. Примечательно, что 67% продовольственного экспорта приходится на продукцию с высокой долей переработки.
Доля расходов на проведение Единой сельскохозяйственной политики снизилась с 75% всего бюджета в 1985 году до 50%. А к 2013 году она должны сократиться до 39%.
Словом, аграрная отрасль ЕС достигла немалых успехов, но и трудности приходится преодолевать не менее сложные.
Документ, принятый Европарламентом, в значительной степени даст основные направления дальнейших дискуссий в Еврокомиссии, отмечает в этой связи агентство «Франс пресс».
Главный вывод после ознакомления с текстом резолюции – никаких сокращений аграрного бюджета ЕС и субсидий фермерам не предвидится. Скорее наоборот – возможно, расходы даже удастся увеличить.
Европарламент считает, что после 2013 года все фонды для финансирования сельскохозяйственной политики должны быть «по крайней мере, сохранены». В дополнение к этому аграрная политика не должна быть «ренационализирована», то есть не должна перейти под национальный контроль той или иной страны, а прямые выплаты фермерам должны финансироваться только из единого бюджета Евросоюза. Это поможет избежать «софинансирования» по линии отдельных правительств и обеспечит честную конкуренцию в рамках единого рынка.
(в «софинансировании» чаще всего подозревают Францию, о чем неоднократно сообщалось мировыми СМИ).
Европарламент полагает также, что нужно обеспечить дополнительные выплаты фермерам за снижение вредных выбросов в атмосферу и сохранение в почве СО2 на основе единицы производимой продукции.
Предлагается также руководствоваться единым принципом, касающимся того, что выплаты фермерам в странах – старожилах ЕС и в странах – новичках должны быть одинаковыми и справедливыми. Для этого предлагается выработать более объективный критерий, частично, чтобы сократить диспаритет и частично, чтобы учитывать разнообразие регионов. При этом нынешний подход в зависимости от величины «гектаров» считать неподходящим. Важная деталь: говорится, что уровень прямых выплат фермерам должен быть сохранен в интересах производителей и потребителей.
Высокие стандарты качества продовольствия, сохранение окружающей среды, соблюдение законодательства в области обращения с животными должны, чему необходимо следовать фермерам Европы, вознаграждаться. Импорт из третьих стран должен отвечать точно таким же условиям, что соответствует правилам ВТО. (Фактически это означает, как представляется, что реально пробиться на европейский рынок смогут товары только таких стран, как США. Развивающиеся страны всегда можно обвинить в ненадлежащем социальном законодательстве, например).
Нельзя не отметить одно важное новшество. В текст резолюции Европарламента вошло положение о необходимости обеспечить фермерам справедливое вознаграждение, чтобы они могли покрыть необходимые расходы. Для этого предлагается сделать процесс ценообразования прозрачным и усилить права фермеров при ведении переговоров с торговыми сетями и оптовиками.
Учитывая опыт кризиса и изменчивость цен, Европарламент предлагает создать надежный механизм страхования доходов фермеров («подушка безопасности»). Он может включать в себя создание запасов продовольствия и их хранение, как на частной основе, так и на государственной («публичной»), товарные интервенции, подкрепленные механизмом обеспечения стабильности цен. Предлагается и введение новых механизмов, таких как создание фьючерсных рынков, страхование урожая и др.
С целью не допустить появления заброшенных земель и обеспечить сохранение фермерства, а также защиты окружающей среды, огромное значение, по мнению Европарламента, имеет политика развития сельских территорий. Это направление, а также поддержка производителей являются основой современной двухуровневой политики ЕС. Такой подход следует сохранить. В резолюции отмечается, что привлечение молодежи к фермерскому труду должно сопровождаться созданием соответствующих условий, таких, как доступные кредиты и инвестиции в сельское хозяйство.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»