С 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс, регламентирующий нормы товарооборота между участниками единого таможенного пространства. Особые изменения ожидаются в АПК. Опережающие шаги по стабилизации свободной торговли предпринимаются как федеральными ведомствами, так и отраслевыми союзами. Ситуацию на российском молочном рынке и развитие отношений между «молочниками» братских стран комментирует председатель Правления Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) Андрей Даниленко.

Рассказывая об итогах деятельности СОЮЗМОЛОКО в ходе бизнес-диалога «Взаимодействие государства и бизнеса в развитии российского животноводства», состоявшегося в рамках Международной выставки «АгроФерма 2010», Даниленко отметил, что удалось добиться положительных сдвигов на общероссийском рынке молока. А ведь в это время в прошлом году началось падение закупочных цен, оно было резким – все производители это хорошо помнят. В прошлом году средняя цена за литр сырого молока была около 9 рублей. И казалось, этот спад необратим. В этом году литр молока в среднем стоит 12 рублей. Цены на молоко сильно расти не начали, но все же они в среднем на 15 - 20 процентов выше, чем год назад. А если брать закупочные цены за май, то они в среднем на 30% выше, чем в тот же период 2009 года. На сегодняшний день это самый главный итог и фактический результат деятельности Национального союза производителей молока, полагает председатель Правления профессионального объединения.

Другой из них – это принятое в марте этого года Соглашение об общих принципах сотрудничества производителей и переработчиков молока, которое подписали более 3 тыс. предприятий, из них более 160 – это перерабатывающие предприятия. 45 субъектов федерации присоединились к соглашению. Следует отметить, что региональные власти серьезно отнеслись к Соглашению. Многие посчитали, что минимальная цена может быть даже выше той, что предлагалась. У нас есть примеры минимальной цены литра сырого молока – 12 и даже 13 рублей.

Россияне потребляют на 40 процентов меньше молока и молочной продукции, чем население европейских стран, этот уровень потребления даже меньше медицинской нормы в 300 кг. на человека в год. СОЮЗМОЛОКО будет активно развивать программу потребления молока и молочной продукции, конкурировать в рекламных кампаниях с производителями неалкогольной, алкогольной, слабоалкогольной продукции.

«Здоровье нации – это не только элемент национальной гордости, оно и экономически выгодно, ведь общеизвестно: профилактика в разы снижает затраты на лечение», - подчеркивает лидер СОЮЗМОЛОКО.

В прошлом году молочную отрасль потрясли события, которые средства массовой информации назвали «молочной войной» между Россией и Беларусью. Российская сторона даже ограничила на время ввоз молочных продуктов белорусского происхождения. Именно Союз был одним из инициаторов этого решения. Однако во время недавней поездки российских молочников в Белоруссию, сообщает Даниленко, «произошло историческое событие: нам удалось не только договориться об общих принципах сотрудничества, но и о том, что все без исключения молочные предприятия Белоруссии вступают в наш Союз. В рамках нашего отраслевого объединения совместными усилиями мы будем осуществлять мониторинг закупочных цен, качества молока, вместе устанавливать единую систему ценообразования. Само название – «СОЮЗМОЛОКО» соответствует идее Союзного государства. Гарантами совместной деятельности российских и белорусских профессионалов выступили министерства сельского хозяйства России и Республики Беларусь».

Как уже сообщалось, российской и белорусской сторонам удалось договориться о временной приостановке поставок сухого молока из Белоруссии, чтобы не перегружать российский рынок чрезмерными объемами этого продукта. В летний период россияне и сами способны произвести необходимое количество молока. Идя на это, белорусская сторона руководствовалась здравым смыслом, считает Андрей Даниленко. Война за покупателя, которая развязалась в прошлом году, не к чему хорошему не привела. Более того, российским перекупщикам молока удавалось уговорить белорусских производителей сбывать продукцию по ценам ниже себестоимости, в самой России переизбыток молока. Благодаря достигнутым договоренностям белорусские производители не будут создавать избыток продукции на нашем рынке, поэтому осенью они смогут продавать в Россию сухое молоко существенно дороже. То обстоятельство, что первый вице-премьер Российской Федерации Виктор Зубков и Министерство сельского хозяйства России дали понять, что они поддерживают деятельность СОЮЗМОЛОКО, укрепило белорусскую сторону в необходимости принятия обоюдовыгодных решений в преддверии сезона «большого молока». То есть, по сути, стороны договорились о системе, которая позволит вести экономически целесообразную торговлю и сохранять дружеские отношения между нашими странами.

И при этом, подчеркнул Даниленко, российский рынок открыт для белорусских товаров: белорусские предприятия по-прежнему поставляют нам сыры, творог, масло, концентрированное молоко. Из-за того, что Евросоюз очень жестко ограждает себя от белорусского молока, Россия стала для Белоруссии самым выгодным рынком. И россиянам нужно рассматривать братскую республику как очень хорошего партнера, с которым нужно вступать во взаимовыгодные договорные отношения.

Относительно третьего участника ЕврАзЭС – Казахстана надо отметить, что эта страна не обеспечивает себя молоком, и более зависит от импорта, чем Россия. Власти Казахстана заинтересованы, чтобы в стране развивалось молочное животноводство, в привлечении инвесторов, в увеличении потребления молока среди населения. Если в рамках ЕврАзЭС, удастся выработать единую политику, то и правила работы будут общими, устойчивыми и стабильными. Ведь уже скоро между нашими странами исчезнут таможенные границы. Если в Казахстан начнет поставляться дешевое молоко, то у производителей и инвесторов не будет стимула работать в сфере молочного животноводства. В Казахстане необходимо развивать и переработку, потому как у производителя должен быть налаженный рынок сбыта для своей продукции, при этом переработка не должна «душить» производителя закупочными ценами. Это необходимые условия для эффективного развития отрасли, достигнуть их возможно в рамках единого соглашения. Раз уж мы живем в одной «квартире», то и договариваться нужно об общих правилах бытия.

Впрочем, замечает Даниленко, даже если суммарно объединить все производственные объемы Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины, которая хоть и не входит в Таможенный союз, но имеет возможность на беспошлинную поставку товаров на территорию России, даже тогда не будут в полном объеме обеспечены все потребности населения четырех стран.

А это означает, что открываются новые перспективы для развития молочного животноводства.

Источник: Агентство АгроФакт