На мировом рынке зерна Российская Федерация способна и даже обязана играть более активную роль. К этому обязывает и сложившееся положение в мировой экономике, и ситуация с запасами зерна в нашей стране, и перспективы нового урожая. На такой вывод наталкивает очередная встреча с журналистами президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, состоявшаяся в Москве 17 мая.

Лидер ведущего отраслевого союза АПК напомнил, что когда в начале 2000-х российский зерновой бизнес вышел на мировой рынок, его там никто не ждал, а объявленные намерения посчитали несерьезными. Кого-то усыпили высказанные амбиции по экспорту 3 - 5 млн тонн зерна в год: за рубежом привыкли к импорту в Россию десятков миллионов тонн зерна и смена направления зерновых потоков казалась многим невозможной.

 

Жизнь опрокинула расчеты пессимистов. Ныне из 126 млн тонн мировой торговли пшеницей 18 миллионов тонн приходится на долю России. «В этом сезоне за счет снижения внутренней закупочной цены мы получили показатель по экспорту больше, чем планировалось (в пределах 20 млн тонн), - отметил Аркадий Злочевский.- Мы прогнозируем, что на 1 июля по старому урожаю выйдем на показатель экспорта в размере 21,6 млн тонн, из которых 18,1 млн пшеница и 2,5 млн ячмень».

 

По мнению главы РЗС, активный выход на мировой рынок России необходим, чтобы стабилизировать внутренний рынок. Известно, каким ударом по экономике зернового производства в стране отмечен продолжающийся зерновой год, завершающийся в конце июня. Предложение пшеничного зерна намного превысило спрос на него – и закупочные цены рухнули.

 

К настоящему времени ситуация вроде бы стабилизировалась, но ее устойчивость вызывает серьезные сомнения экспертов. Спрос на зерно все еще низок, а запасы сейчас на 3,6 млн тонн выше прошлогодних. Плюсовая их динамика ожидается и к 1 июля.

 

Между тем урожай-2010 вновь ожидается достаточно приличным. Аркадий Злочевский подтвердил ранее озвученный прогноз, что валовой сбор зерна в этом году при средних погодных условиях составит 95 - 97 млн тонн, а при благосклонности природы может достичь и 100 млн тонн. При этом структура производства зерна серьезные изменения вряд ли претерпит.

 

Да, министерство сельского хозяйства рекомендовало регионам изменить структуру посевов. Особый упор сделан на расширение площадей под кукурузу и сою. Но за одну весну коренных перемен здесь ждать не приходится. По расчетам РЗС, просевы пшеницы нынче могут сократиться на 10 - 15%, но при этом площади под более урожайными озимыми даже несколько возрастут по сравнению с прошлым годом. Так что прогноз по валовому сбору всей пшеницы определен порядка 60 млн тонн, примерно как в прошлом году. При растущем тренде внутри российских запасов пшеничного зерна это не предвещает легкой зерновой ситуации на внутреннем рынке.

 

Не простая она и на рынке мировом.

 

По словам Аркадия Злочевского, и в мире в этом сезоне ожидается сокращение площадей под пшеницей, уменьшение производства пшеничного зерна. Но из-за низкого уровня потребления и мировые запасы зерна к настоящему времени на 31 млн тонн выше прошлогодних показателей, причем особенно в странах-экспортерах. К тому же вследствие финансово-экономического кризиса мировая торговля пшеницей упадет со 140 млн до 126 млн тонн. Из-за складывающейся ситуации с курсом евро российской пшенице будет труднее конкурировать с европейской – при «сильном евро» нашим экспортерам было проще соперничать с западноевропейскими коллегами.

 

Где же выход?

 

В увеличении экспорта зерна, считает Аркадий Злочевский. В свое время, когда в начале 2000-х гг. Россия выходила на рынок, российские экспортеры «взяли ценой». Продуманная ценовая политика нужна и сейчас. По мнению руководителя РЗС, Россия в состоянии за счет более низкого ценового предложения по сравнению с конкурентами увеличить свою долю в мировом экспорте еще на 10 - 20 млн тонн.

 

Вопрос в том, а что выиграют от этого те, кто производит зерно. Из-за низких закупочных цен вновь начало сокращаться число рентабельных сельскохозяйственных предприятий, особенно в Сибири. Аграрников успокаивают: известные меры по сдерживанию стоимости удобрений, горюче-смазочных материалов помогут снизить себестоимость продукции, а с нею и поднять рентабельность. Сомнительно, пока на практике подобного не происходило. А вот снижение закупочных цен прямо бьет по аграриям.

 

Российский зерновой союз высказал – и не раз - свою точку зрения на сегодняшнюю ситуацию на зерновом рынке. А вот недавно созданный с большой помпой Национальный союз зернопроизводителей такой активности не проявляет, публично не высказывается.

 

Не слишком ли затянулся организационный период у молодого отраслевого союза?

 

 

Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»