Если вас интересуют армированные тормозные шланги, то на сайте leotec.ru можно узнать цены и купить рукава Semperit для автомобилей и спецтехники.    Производство меда в мире резко сокращается. Цены на мед уже достигли $3000/т, и излишки этого продукта на мировом рынке отсутствуют. Казалось бы, настал удачный момент для восстановления позиций России на мировом медовом рынке. Однако без модернизации отечественного пчеловодства об этом можно даже не мечтать.

Мировой финансовый кризис затронул интересы многих участников пчеловодной индустрии, хотя и в разной степени. Крупным пчеловодным хозяйствам и медовым компаниям стало сложнее получать кредиты. Падение спроса на ряд продовольственных продуктов привело к сворачиванию их производства и соответственно – к снижению доходов пчеловодов от опыления плантаций сельскохозяйственных культур.

Не в меньшей степени пчеловодство пострадало и от массовой гибели пчел из-за различных болезней, паразитов и прочих «напастей». К этому можно добавить негативные последствия скачка цен на топливо и продовольствие, сокращение посевов медоносных культур.

Все это, в конечном счете, способствовало росту мировых цен на мед на фоне снижения жизненного уровня значительной части населения.

По данным Международной организации экспортеров меда – МОЭМ (IHEO), в 2005-2007 гг. «композитные» цены на мед выросли с $1250 до $1850 за тонну. В третьем квартале 2009 г. средняя цена метрической тонны меда (ФОБ) удерживалась уже на уровне $2471; меда из Аргентины, Мексики, Бразилии, Уругвая и Австрии - $2800; меда из Австралии - $3000. На мировом рынке в этот период отсутствовали «излишки» меда.

С учетом меняющейся конъюнктуры рынка медовые компании стремились балансировать объемы своего экспорта и импорта. В 2008 г. в Испании, например, было произведено 30,4 тыс. т, экспортировано 14,9 тыс. т. и импортировано 11,6 тыс. т меда. Аналогичной схемы придерживались медовые компании Австралии. В 2009 году в стране было произведено 17 тыс. т меда, экспортировано – 50%.

Принято считать, что до недавнего времени в мире производилось до 1,4 млн т товарного меда, из которых в международную торговлю поступало 400 тыс. т. При этом главными его производителями и экспортерами были развивающиеся страны, а импортерами – США, Германия, Япония и члены ЕС. Кризис никаких изменений в эту схему не внес, хотя прогнозируется, что вскоре страны БРИК, являющиеся сейчас крупными экспортерами меда (Россия таковой не является), станут крупными его импортерами.

По оценке американской компании Global Industry Analyst (GIA), к 2015 г. производство меда в мире может возрасти до 1,9 млн т. Произойдет это благодаря повышению спроса на мед, возросшей уверенности потребителей в его качестве, а также расширению ассортимента пищевых продуктов, в которых присутствует мед. В списке таких продуктов значатся йогурты, детское питание, напитки и приправы. Однако эксперты GIA подчеркивают, что указанный прогноз реализуется только в случае, если удастся остановить массовую гибель пчел.

По данным GIA, ведущую роль на внутренних и внешних медовых рынках играют 166 компаний. Среди них лишь единицы публикуют в СМИ и Интернете имеющуюся у них информацию о конъюнктуре медового рынка. Характерно, что из 17 стран-членов МОЭМ лишь 12 разместили на сайте этой организации данные о параметрах своего пчеловодства. В ряде случаев это явно заниженные показатели. Например, Индия, если судить по упомянутым данным, производит меда в 5 раз меньше, чем фиксирует ФАО.

Для подобной скрытности у торговцев медом имеются свои причины. Медовые компании развитых стран широко практикуют сбыт не подвергшегося обработке дешевого импортного меда из развивающихся стран или смесей с ним под маркой «отечественного» (естественно, - более дорогого) продукта. Китайские компании занижают экспортные цены на свой мед, маскируют его под более дешевые «подсластители» или под продукцию третьих стран в целях обхода зарубежных антидемпинговых, санитарных и других барьеров. Страны Азиатско-тихоокеанского региона охотно участвуют в аферах по «отмыванию» китайского меда.

На состояние мировой торговли медом оказывает существенное влияние также проводимый многими медовыми державами с конца 90-х годов курс на ужесточение контроля качества меда. Лидерами в этой области остаются страны ЕС.

По данным Службы быстрого реагирования на поставки некачественных продовольствия и кормов (RASFF), в ЕС количество «тревог», объявленных в связи с выявлением импортных пчелопродуктов, загрязненных антибиотиками, за последние 8 лет снизилось с 44 до 14 в год. А их удельный вес в общем количестве «продовольственных тревог» сократился с 3,2% до 0,4%.

Из 303 задержанных в 2002-2009 гг. партий меда и других пчелопродуктов 78 поступили из Китая, по 21 – из Болгарии и Аргентины; 20 – из Турции; 18 – из Украины; 17 – из Вьетнама; и по 10 – из Кипра, Словакии, Испании и Индии. Россия в этом списке упомянута всего два раза. Объясняется это тем, что поставки нашего меда в страны ЕС в период 2002-2009 гг. составляли всего около 200 т/год, и по этому показателю мы замыкали список из 36 стран-экспортеров меда в ЕС.

Всего Евросоюз в январе-июле 2009 года закупил за рубежом 77,5 тыс. т меда, из которых 50% пришлось на Германию. Из Аргентины было импортировано 23,1 тыс. т, из Мексики – 10,8, из Китая рекордные за последние 5 лет 15,4 тыс. т. Среди выявленных в импортном меде остатков 40 антибиотиков лидировали хлорамфеникол (обнаружен в 94 партиях), стрептомицин (43) и сульфатиазол (32).

Сегодня страны ЕС можно считать оазисом чистого меда. Но это не значит, что аналогичная тенденция наблюдается и на других медовых рынках. Скорее наоборот. Мед, качество которого не соответствует жестким европейским стандартам, направляется туда, где подобные стандарты отсутствуют. Например, в Россию.

В России таможенный тариф на импортный мед составляет всего 15%, контроль его качества отсутствует. Да и систематическим изучением мирового рынка меда в стране никто не занимается. Пчеловодам по большому счету безразлично, поступит ли их мед, сбываемый через посреднические компании, на внутренний или на внешний рынок. В отличие от других медовых держав, у нас нет кооперативов пчеловодов, оперирующих в области экспорта меда. Для большинства посреднических компаний торговля медом на отечественном рынке остается более прибыльным и менее рискованным делом, чем его экспорт.

Между тем, Россия вполне могла бы заполнить своей продукцией ниши, высвобождающиеся в последнее время на мировом рынке меда. Однако для этого необходима модернизация всех секторов российского пчеловодства, объединение и мобилизация сил пчеловодного сообщества, и всесторонняя помощь со стороны государства. Без этого все разговоры о восстановлении позиций России на мировом рынке меда – пустой звук.

Источник: Александр Пономарев специально для «Крестьянских ведомостей»