Призывы увеличения сборов и экспорта зерна никак не отвечают на вопросы - где и как хранить выращенный урожай. Производители зерна зачастую вынуждены продавать урожай по бросовым ценам, а большие количества зерна теряют качество или подвергаются порче.
Как считают многие эксперты, сегодня рост зернового производства сдерживается прежде всего ограниченными возможностями сбыта зерна на местных рынках, что ведет к существенным колебаниям межрегиональных закупочных цен. При этом возможности получить дополнительный доход в период благоприятной конъюнктуры рынка у крестьянина ограничены - как потребностью в оборотных средствах, так и неразвитостью инфраструктуры хранения зерна.
Производители зерна вынуждены реализовать большую часть урожая непосредственно после завершения уборки, то есть, в период наиболее низких цен. А неудовлетворительные условия хранения ведут к количественным и качественным потерям зерна, снижая эффективность использования средств бюджетной поддержки.
Сложившаяся схема размещения мощностей по хранению зерна сформировалась в период плановой экономики. Тогда сельхозпроизводители были обязаны везти зерно на конкретные элеваторы, а значительные мощности создавались, исходя из условия последующего централизованного распределения зерна. После приватизации элеваторы заняли фактически монопольное положение по отношению к сельхозпроизводителям и, как следствие, резко увеличили ставки на свои услуги.
Проиграли обе стороны. Сельхозпроизводители стали по минимуму пользоваться услугами элеваторов. А сокращающееся поступление зерна на элеваторы привело к росту постоянных издержек и дальнейшему росту тарифов на их услуги. И в результате издержки по хранению и подработке зерна на большинстве действующих элеваторов экономически не выгодны для сельхозпроизводителей. Они предпочитают хранить значительную часть своей продукции на зерноскладах в хозяйствах, подвергая зерно высоким рискам утраты, как его качества, так и его количества.
В настоящее время эксперты не могут дать точный ответ на вопрос о фактическом наличии мощностей элеваторов и их загрузке. Дело в том, что сплошного системного статистического наблюдения о наличии и использовании мощностей элеваторов не ведется. В годовом балансе производственных мощностей приводятся данные о емкости зернохранилищ по ограниченному кругу предприятий хранения и переработки.
Между тем емкости для хранения зерна имеются у многих участников зернового бизнеса. Среди них - элеваторы, хлебоприемные пункты, комбинаты хлебопродуктов, хранилища зернопроизводящих хозяйств и зерноперерабатывающих хозяйствующих субъектов (крупоцеха, мелькомбинаты, комбикормовые заводы, свиноводческие комплексы, птицефабрики, предприятия-производители пива). По оценкам, в настоящее время в Российской Федерации имеется около 1150 элеваторов и хлебоприемных предприятий общей вместимостью зернохранилищ порядка 118 млн тонн, причем на долю элеваторов приходится 32,9 млн тонн.
По мнению специалистов, современному технологическому уровню соответствуют менее четверти предприятий, а используемые технологии не обеспечивают надлежащих условий хранения. В 2009 году Росстатом и Минсельхозом России была разработана форма для статистического учета наличия и использования мощностей по хранению зерна, однако она не введена в действие: никто не хочет играть открытыми картами.
О наличии мощностей по хранению зерна, включая семена технических и кормовых культур, у сельхозпроизводителей можно судить по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Правда, следует учитывать, что в ходе переписи сведения о производственных помещениях (независимо от их технического состояния и фактического использования) предоставлялись как действующими, так и прекратившими сельскохозяйственную деятельность организациями и предпринимателями.
Эксперты обращают внимание на следующие моменты. Основные мощности хранения сконцентрированы в сельхозорганизациях (86%). А вот в крестьянско-фермерских хозяйствах они хотя и активно увеличиваются, но не соответствуют вкладу последних в валовой сбор и реализацию зерна (соответственно 20,2% и 17,7%,например, 2007 году). Вот и вынуждены фермеры реализовать зерно в период массовой уборки;
Кроме того, по данным переписи, в период с 1995 по 2006 год в сельхозорганизациях и КФХ ввод в эксплуатацию производственных мощностей по хранению зерна, включая семена технических и кормовых культур составил 4,7% и 15,7% соответственно.
И еще одно важное обстоятельство. Значительная часть сельхозпроизводителей не имеет необходимой техники для послеуборочной обработки зерна и сушилок для послеуборочной сушки зерна перед закладкой на хранение. Так, по данным переписи в среднем на 100 сельхозорганизаций приходится 65 машин для послеуборочной обработки зерна и 29 сушилок для послеуборочной сушки зерна. В КФХ эти показатели и того меньше - 6 и 1 единица техники соответственно.
На низкий технологический уровень существующих мощностей по хранению указывают и данные о хранении зерна интервенционного фонда, констатируют специалисты. 30% его объема размещено в складах напольного хранения. А на каждом 4 из проверенных элеваторов выявлены нарушения условий хранения (замачивание зерна, зараженность зерна амбарными вредителями, несоблюдение температурного режима хранения зерна, проникновение птиц в хранилище и т.д.). Прослеживается стабильно отрицательная динамика качественного состояния зерна интервенционного фонда.
Ситуацию надо менять. Не случайно проблема разработки Программы по развитию инфраструктуры зернового рынка выдвинута на государственный уровень. Вопрос в том, в каком направлении идти дальше, например, по развитию той же базы хранения зерна.
Модернизация старых зернохранилищ, прежде всего напольного хранения, является экономически не целесообразной, считают эксперты. Конструкция таких складов не соответствует современным технологиям и не может обеспечить конкурентоспособную стоимость и качество хранения зерна для сельхозпроизводителей. Инфраструктура должна развиваться так, чтобы снижалась зависимость сельхозпроизводителей от политики линейных элеваторов. А это предполагает ориентацию на приоритетное создание зернохранилищ именно у сельхозпроизводителей. Такой путь обеспечит сохранность зерна и возможность его реализации в период наиболее благоприятных цен.
Именно об этом свидетельствует и мировой опыт. Отмечается, что в США на долю фермерских зернохранилищ приходится 60% всех мощностей хранения, на местные элеваторы - 30, терминальные - 7, портовые - 1,9, прочие - 1,1%. Такая структура представляется специалистам оптимальной, так как минимизирует транспортные издержки для фермеров, создает возможности реализации зерна в период наиболее благоприятных цен. Кроме того, она учитывает количество оборотов зерна на различных типах элеваторов. Для хранения зерна в фермерских хозяйствах используются металлические вертикальные силоса, которые зачастую размещаются непосредственно в поле, чтобы сократить транспортные издержки.
Есть еще одна крайне важная особенность системы сбыта зерна в США, которую надо иметь в виду, – высокий уровень кооперативных отношений. Около 35% всех фермеров - зернопроизводителей входят в зерносбытовые кооперативы. Последние имеют в своем распоряжении свыше 4000 местных элеваторов (около 38% всех элеваторных мощностей страны), обеспечивают реализацию около 40% валового сбора и почти 15% экспортных поставок зерна. В Кукурузном поясе зерновые кооперативы, владея емкостями для хранения зерна в объеме 60 млн т, реализуют свыше 120 млн т. в год.
Аналогичная ситуация в Канаде, где фермерским кооперативам
принадлежат местные элеваторы (аналог российских линейных элеваторов). Они
размещены в 1300 пунктах и 75% их мощностей принадлежит фермерским
кооперативам, каждый из которых обслуживает в среднем 60 хозяйств в радиусе 15-
В этой ситуации, по мнению специалистов, при формировании Программы развития инфраструктуры необходимо сконцентрировать усилия государства на модернизации и создании мощностей хранения зерна непосредственно у сельхозпроизводителей. При этом из программы модернизации должны быть исключены любые склады с напольным хранением. Основным направлением поддержки должно стать строительство силосов (металлических) с вертикальным хранением на срок не менее 1 года ориентировочной мощностью 5-25 тыс. тонн, стимулируя создание межхозяйственных зернохранилищ (зерносбытовых кооперативов).
Разумеется, нужно уточнить показатели Программы, увеличив масштабы поддержки строительства новых зернохранилищ в сельхозорганизациях до 12-15 млн. тонн и указать масштабы модернизации существующих элеваторов в хозяйствах (от 15 до 25 млн. тонн). Одновременно предлагается сократить поддержку модернизации существующих линейных элеваторов и предусмотреть модернизацию существующих мощностей элеваторов в хозяйствах в первую очередь. Здесь нужно позаботиться об использовании современного высокотехнологичного энергосберегающего оборудования для приемки, сушки, подработки и отгрузки зерна, о снижении уровня взрывопожаробезопасности.
Что касается бюджетной поддержки легко возводимых хранилищ, то она, считают специалисты, должна рассматриваться как дополняющая мера. Речь в данном случае может идти о временном хранения фуражного зерна в хозяйстве и формировании партий зерна для последующей реализации.
Сегодня много говорится о модернизации и строительстве линейных элеваторов с бюджетной поддержкой, По мнению специалистов, такая поддержка должна исходить из идеи преобразования их в инфраструктурные предприятия, ориентированные либо на организацию массовых отгрузок, маршрутиризацию зерновых потоков, либо в зерносбытовые кооперативы. Причем, в капитале последних доля сельхозпроизводителей должна составлять не менее 35%.
В противном случае бюджетные средства будут потрачены зря.
Источник: Аналитическая группа «Крестьянских ведомостей»