Количество Интернет-покупателей неуклонно растет во всем мире. И Россия – не исключение. По данным компании Nielsen, сегодня уже 83% россиян делают покупки онлайн, причем каждый десятый приобретает через Интернет продукты питания.

Потребители высоко оценили удобство Сети как средства изучения предложения товаров и место совершения покупок. По данным глобального исследования Nielsen, сегодня 90% онлайн-пользователей делают покупки в Интернете, в России – 83%. Изменения произошли не только в объеме аудитории онлайн-покупателей в России, но и в частоте покупок, и в составе «онлайн-корзины».

Когда международная исследовательская компания Nielsen провела первое глобальное исследование покупательского поведения в сети Интернет в 2005 году, покупки в онлайн делало около 10% мирового населения (627 млн чел.). В 2007 году эта цифра возросла до 40% (875 млн чел.). Тогда же онлайн-опрос, проведенный среди регулярных пользователей сети Интернет, показал, что 85% из них делали покупки в сети Интернет. Сегодня уже 90% онлайн-пользователей в мире имеют опыт покупки товаров в Сети.

Наибольший прирост аудитории онлайн-покупателей идет за счет развивающихся рынков. Одни из самых активных покупателей товаров через Интернет – жители развивающихся стран – Китая, Бразилии и России – что отражает огромный потенциал, который представляют эти быстрорастущие рынки для онлайн-ритейлеров.

В России уже 83% онлайн-пользователей имеют опыт Интернет-шоппинга. В 2007 году эта цифра составляла 77%. Более 63% российских респондентов сообщают, что делали покупки в Интернете в последние 3 месяца. В 2007 году – таковых было только 56%.

Как и два года назад, книга по-прежнему является лучшей онлайн-покупкой. По данным исследования Nielsen, в России 41% из тех, кто делал покупки в Сети за последние 3 месяца, покупали книги – почти столько же, сколько и 2 года назад (43%). Однако, что касается списка других популярных товаров, то здесь произошли заметные перемены по сравнению с 2007 годом.

Еще пару лет назад, как показывают исследования Nielsen, наряду с книгами самыми популярными покупками через Интернет были бытовая техника и электроника, музыка на CD, видео/DVD диски и компьютерный софт на физических носителях.

В декабре 2009 года рейтинг онлайн-покупок в России пополнился за счет таких позиций как одежда/аксессуары/обувь (24% из тех, кто делал покупки в Сети за последние 3 месяца), косметика/парфюмерия/БАДы – 22% и продукты питания – 10%.

Наибольший прирост аудитории наблюдается по товарной группе одежда/аксессуары/обувь – с 19% в 2007 году до 24% в 2009 году. Аудитория онлайн-покупателей, которые приобретали продукты питания через Интернет, также выросла – с 8% в 2007 году до 10% в 2009 году. Доля тех, кто покупал косметические товары/БАДы и спортивный инвентарь осталась стабильной по сравнению с 2007 годом.

Заметное снижение активности онлайн-покупателей зарегистрировано по товарной позиции бытовая техника и электроника. Доля российских респондентов, которые сообщили, что купили в Интернете бытовую технику и электронику за последние 3 месяца, снизилась с 33% в 2007 году до 22% в 2009 году. Однако это может быть вызвано снижением покупательной способности потребителей из-за неблагоприятных экономических условий.

Исследование Nielsen также выявило снижение покупок софта, музыки и фильмов на физических носителях, что объясняется переключением покупателей на другие более удобные форматы покупки и потребления развлекательного контента.

Доля онлайн-покупателей, которые за последние 3 месяца приобретали музыкальные диски, снизилась с 23% в 2007 году до 12% в 2009 году. Доля тех, кто покупал видео и DVD-диски – за два года упала с 29% до 13%. Компьютерный софт на физических носителях в Интернете в декабре 2009 года покупали лишь 17%, тогда как в 2007 году таковых было 23%.

Как показало исследование Nielsen, чаще всего онлайн-пользователи ищут товары для покупки в сети, пользуясь поисковыми порталами. Значительное влияние на выбор имеют отзывы и обзоры, опубликованные другими пользователями. На них опирается при выборе Интернет-магазинов каждый третий покупатель в России. Причем российские потребители от добра добра не ищут. В 2009 году 42% из тех, кто делал покупки в Сети за последние три месяца, покупали товары на тех же сайтах, где покупали ранее. В 2007 году так делали 29% онлайн-покупателей.

Самая популярная форма оплаты в России – по-прежнему наличными при доставке. Впрочем, популярность оплаты банковскими картами также возросла. Если в 2007 году дебетовой картой за покупки в Интернет платили 13% покупателей, то в 2009 году – уже 20%. А вот популярность денежных и банковских переводов снизилась.

Источник: Подготовила Диана Насонова «Крестьянские ведомости»