1 февраля этого года вступил в силу закон о торговле. Пока он по большому счету не работает, так как не приняты нормативные документы. По прогнозам, согласование и принятие всех дополнительных бумаг произойдет в течение первого полугодия. Тем не менее, представители розничной торговли уже заявляют, что от принятия закона пострадают не они, а производители.

По крайней мере, так прогнозировали некоторые руководители торговых сетей на XV Международном саммите продовольственного бизнеса в России «Food Business-2010: Подъем переворотом».

Статс-секретарь заместителя министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов в своем выступлении сразу попросил присутствовавших «лишить нас удовольствия быть вашими адвокатами». По его мнению, сети должны возглавить движение за доступные цены. При этом он подчеркнул, что закон содержит механизмы роста для торговли, а не только защищает интересы производителя. Так, по его словам, теперь есть возможность развиваться и у небольших магазинов.

Председатель совета директоров холдинга «Помидорпром» Максим Протасов назвал закон «помощью в согласовании правил игры, так как участники рынка разных отраслей договориться сами не могут».

У крупных игроков в розничной торговле отношение к закону тоже положительное. Главный исполнительный директор «X5 Retail Group» Лев Хасис доволен принятым вариантом закона: «Закон, с моей точки зрения, по сути, прекрасен. В него в итоге не попали такие пункты, как ограничения в выборе ассортимента, запрет не работу более 8 часов, в выходные, ограничение очереди тремя покупателями и сохранилась свобода в выборе ассортимента».

Лев Хасис пообещал, что его компания будет скрупулезно работать в рамках закона. Все магазины пересчитают цены в чистую цену и, по его словам, никакие призывы поставщиков дать возможность заплатить за место на полке или расширенный ассортимент им не помогут. «У всех поставщиков была реакция, близкая к истерике, - описывает Лев Хасис ситуацию после принятия закона. - У большинства из них товары были на полках только потому, что они платили за это. Продажи их при этом были относительно низкими. Поэтому закон «О торговле» будут критиковать сами поставщики».

Выиграют, как убежден Лев Хасис, поставщики с уникальным товаром. При этом он уверен, что прибыльность поставщиков не повысится. Новый закон просто повлияет на перераспределение рынков брендов и никак не отразится на ценах.

Довольны законом и сети среднего размера. Генеральный директор торгового дома «СеМьЯ» Олег Пономарев пожаловался, что крупная сеть «Магнит» продавала товары по полочной цене благодаря особым договорам и бонусам, которых нет у средних и мелких сетей. «Нам эта цена недоступна. Теперь появилась возможность спрашивать у наших поставщиков цену в других сетях», - доволен предприниматель.

Генеральный директор сети «О`кей» Патрик Лонге полагает, что закон позволяет искоренить протекционизм в сетях. «Благодаря этому улучшится соотношение цена/качество, - предсказывает он. - Поставщики, которые завышали цены, откажутся от этого или их вытеснят с полок».

Управляющий сбытовой сетью магазинов «Пятерочка» в Республике Татарстан и председатель совета директоров ОАО «Холод» (Татарстан, охлаждение рыбной продукции) Раиль Хуснуллин в интервью AgroNews.ru также подтвердил, что сельхозпроизводители не выиграют от закона о торговле. Более того, он полагает, что им в новых условиях станет даже сложнее бороться за покупателя. «Местные сельхозпроизводители в республике Татарстан и так не платили за место на полке. Для тех же крупных агрокомпаний, которые имели возможность платить, бонус был не более 5%», - сказал Раиль Хуснуллин.

По его словам, деньги от бонусов идут на снижение цены товара, благодаря чему в больших федеральных сетях цены ниже, чем в небольших магазинах. «В результате выигрывал покупатель», - подвел итог бизнесмен.

Однако депутат Госдумы РФ, член Комитета по аграрным вопросам Виктор Таранин в интервью нашему изданию заявил, что сельхозпроизводители страдали от сетей всегда и сейчас ничего не изменилось. «Торговые сети по-прежнему диктуют свои условия. Хотя закон вступил в силу с 1 февраля этого года, он еще не работает – не принят ряд нормативных документов, - пояснил законодатель. - Поэтому пока, как «вознаграждения» (бонусы) брали, так и продолжают брать. Например, в законе прописано, что нельзя брать бонусы на социально значимые товары. Однако нет их перечня, из-за чего этот пункт не выполняется».

Касательно роста цен в связи с отменой бонусов, Виктор Таранин верит, что сети действительно могут выполнить свою угрозу и повысить цены, так как их рост не ограничен законом. При этом объективных причин для роста цен нет, подчеркнул он.

В Московской области, по данным депутата, размеры бонусов за хлеб достигают 18%. В среднем в регионе за выход на полки сети платят 18%. Минимальный размер бонусов – 5%. «Если бы во всех регионах не платили вознаграждения, мы бы не принимали этот закон», - добавил он.

По мнению Раиля Хуснуллина, в связи с вступлением в силу закона о торговле бонусы превратятся в серые схемы продвижения товара и сговоры: «Нельзя исключить влияние человеческого фактора. В конце концов, поставщики могут попытаться подкупить менеджеров сети».

Виктор Таранин также не отбрасывает такой вариант развития событий, но считает, что нельзя исключать существование взятничества в сетях и до принятия закона. По его мнению, это никак не следствие принятия закона.

Так это или нет, станет ясно в ближайшие месяцы.

Источник: Илья Дашковский AgroNews.ru Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.