Руководство ООО «Зерновая компания „Настюша“» объявило о намерении разместить второй выпуск облигаций на общую сумму 1 млрд рублей. По утверждению ее генерального директора Игоря Пинкевича, средства пойдут на приобретение хлебозаводов в Москве, Московской области и Черноземье, а также, в перспективе, на строительство глубоководного терминала на Черном море, с тем чтобы через несколько лет довести величину своего экспорта из России до 2 млн т в год. Эксперты сомневаются в реальности данных планов, полагая, что для этого компании понадобится не менее $300 млн в качестве оборотных средств, которых в данный момент у нее нет.
Как сообщили в компании, 1 млн трехлетних облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая будут размещаться по открытой подписке. Андеррайтером является «АК БАРС Финанс». В «Настюше» напомнили, что первый выпуск облигаций на 1 млрд рублей был размещен 22 декабря 2006 года. Ставка 1-го купона была определена в ходе конкурса на ФБ ММВБ на уровне 12,5% годовых. Таким образом, доходность 3-летних бумаг к 1,5 годовой оферте составила 12,89% годовых.
В пресс-службе пояснили, что «средства, полученные от размещения, планируется направить на рефинансирование текущего кредитного портфеля, который ранее направлялся на приобретение и модернизацию производственных активов».
По утверждению генерального директора и фактического владельца «Настюши» Игоря Пинкевича, согласно стратегии развития компании, в ближайшие три года в развитие бизнеса будет вложено не менее $1 млрд. По его прогнозу, к 2011 году «Настюша» будет продавать около 5 млн т зерна, 3 млн т из которых — внутри страны и 2 млн т — за границу. Объем выручки по зерновой группе господин Пинкевич к этому времени оценил порядка $3 млрд. «Мы уже сейчас можем обеспечить объем экспорта в размере 1 млн т», — заявил он.
Для реализации амбициозных трейдерских планов компании понадобятся собственные глубоководные порты в Прибалтике и на Черном море. Кроме того, «Настюша», по его словам, планирует и выход на IPO. В качестве финансовых инструментов приобретения активов и строительства руководство компании собирается использовать как собственные (30%), так и заемные (70%) средства. Среди потенциальных кредитных организаций называются Райффайзенбанк и БТА.
ООО «Зерновая компания „Настюша“» основано в 1992 году. «Настюша» владеет ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках», ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов», Новокузнецким комбинатом хлебопродуктов, тремя хлебокомбинатами в Москве, 4 элеваторами в Омской области, 10 — в Краснодарском крае, 16 элеваторами и хлебоприемными предприятиями, а также 12 сельхозпредприятиями в Казахстане. Суммарная мощность элеваторов холдинга составляет более 3,07 млн тонн зерна.
К 2007 году выручка «Настюши» может составить 9,4 млрд рублей против 8,1 млрд рублей, запланированных на 2006 год. В 2005 году выручка составила 7,5 млрд рублей. Чистая прибыль компании в 2007 году возрастет до 256,5 млн рублей против 180 млн рублей в 2006 году. В 2005 году чистая прибыль компании составила 2,2 млн рублей. Предполагается, что в 2009 году выручка увеличится до 12,9 млрд рублей, чистая прибыль — до 439,3 млн рублей.
Основными владельцами компании «Настюша» (80%) являются Игорь и Людмила Пинкевичи, 20% принадлежат ООО «Аттис-Агро».
Эксперты с сомнением относятся к планам руководства «Настюши». Как заметил „Ъ“ один из менеджеров «Международной зерновой компании», попросивший не называть его имени, «у господина Пинкевича всегда были оригинальные идеи — то он тоннель в горах под Новороссийском собирался прорубать, то собственными силами железную дорогу к морю строить». По его мнению, «Настюша» не входит в число ведущих экспортеров, а ее многочисленные элеваторы в Краснодарском крае никогда не вели активную деятельность в южных портах.
— Для того, чтобы войти в число серьезных экспортеров, — считает он, — необходимо иметь собственный порт, желательно свой флот и достаточное финансирование для закупок зерна. Только на закупку 2 млн т экспортного зерна «Настюше» понадобится не менее $300 млн, инвестиции в строительство глубоководного порта обойдутся еще порядка $40 млн.
С ним согласен аналитик компании WJ Interagro Владимир Петриченко. По его данным, «Настюша» уже давно строит планы войти в число ведущих экспортеров, но пока работает лишь в складчину с другими компаниями. При этом, заметил он, для того чтобы закрепиться на рынке, она вынуждена покупать зерно по более дорогой цене, чем потом его продает. По мнению господина Петриченко, размазанные по всему СНГ разнородные активы «Настюши» так же будет достаточно трудно в ближайшем времени сделать «прозрачными» и подготовить к IPO.
В то же время ряд экспертов высказался в таком духе, что громкие заявления руководства «Настюши» не более, чем попытка привлечь внимание потенциальных покупателей к своим облигациям.
Сергей Кисин. "КомерсантЪ"