Когда Дон Кэмерон впервые намеренно затопил свою ферму в центральной Калифорнии в 2011 году, закачав на свои поля лишнюю ливневую воду, коллеги-садоводы сказали ему, что он сошел с ума. Сегодня калифорнийские водные эксперты считают Кэмерона пионером. Его эксперимент по борьбе с наводнениями и пополнению запасов грунтовых вод стал образцом, которому, по мнению политиков, должны подражать другие.

Когда штат, пораженный засухой, внезапно был затоплен серией ливней, устаревшая инфраструктура Калифорнии позволила большей части ливневых вод стекать в Тихий океан. Кэмерон подсчитал, что его операция ежемесячно возвращает на землю 8-9 тыс. акрофутов воды в течение этого исключительно влажного года как из дождей, так и из талого снежного покрова. Этого количества воды хватило бы на 16-18 тыс. городских домохозяйств в год.

«Когда мы начали это делать, наши соседи думали, что мы совсем сошли с ума. Все, с кем мы разговаривали, думали, что мы уничтожим урожай. И вот, поверьте мне, получилось здорово», сказал Кэмерон, вице-президент и генеральный менеджер Terra Nova Ranch, фермы площадью 2400 гектаров, на которой выращивают винный виноград, миндаль, грецкие орехи, фисташки, оливки и другие культуры в долине Сан-Хоакин, сердце сельскохозяйственной отрасли Калифорнии с оборотом $50 млрд.

Если больше фермеров будут затапливать свои поля, а не отводить осадки в паводковые каналы, то излишки могут просачиваться под землю и храниться до тех пор, пока не вернутся засушливые условия.

Калифорния колеблется между катастрофической засухой и бушующими наводнениями. Этот сезон был особенно дождливым: с конца декабря в Калифорнию омывают 12 атмосферных рек, что придает большее значение борьбе с наводнениями. На следующей неделе ожидается более влажная погода.

Бассейны Terra Nova заполнены водой на глубину от 1,5 до 3,5 футов, сказал Кэмерон. Он планирует в конечном итоге затопить 530 акров фисташковых деревьев и 150 акров винного винограда, а также еще 350 акров, которые будут засажены только при наличии избытка паводковых вод.

Государственный департамент водных ресурсов выделил $5 млн, а Terra Nova еще $8 млн на проект, который включает насосную систему. По словам Кэмерона, до сих пор компания практически не получала прибыли, хотя в будущем она может приобрести права на воду за свой вклад в подземные воды.

Кэмерон «определенно является тем, кого мы называем крестным отцом пополнения запасов на фермах. Он действительно пионер, который начал делать это первым», сказала Эшли Борен, гендиректор экологической группы Sustainable Conservation, занимающейся поддержкой устойчивого управления подземными водами.

Такое подражание природе – позволить воде течь по ландшафту – является наиболее экономически эффективным способом управления пиковыми паводковыми потоками, говорят эксперты, сохраняя при этом излишек на более засушливые дни.

«Это принесет пользу не только нам, но и нашим соседям», сказал Кэмерон.

Кэмерон начал свой 30-летний страстный проект до того, как штат принял Закон об устойчивом управлении подземными водами (SGMA) от 2014 года, закон, который стремился избежать надвигающейся катастрофы из-за оттока грунтовых вод.

С тех пор политики работали над экономическими стимулами для большего числа фермеров, чтобы они последовали примеру. Некоторые водные округа, отвечающие за внедрение SGMA, предложили производителям кредиты на права на воду в обмен на подпитку. Ожидаемое законодательство штата упростит выдачу разрешений и гарантирует права на воду для участвующих производителей.

Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом 10 марта подписал распоряжение, упрощающее фермерам отвод паводковых вод на свои земли до июня.

Мониторинг пополнения запасов на фермах в масштабах штата не ведется, но организация Sustainable Conservation отслеживает четыре водных района в долине Сан-Хоакин, где было зарегистрировано, что к середине февраля 260 фермеров пополнили свои водоносные горизонты в этом году, вернув назад не менее 50 тыс. акрофутов (61,7 млн кубометров) воды в землю.

Калифорния, перед которой поставлена стратегическая цель увеличения площади хранилищ на 4 млн акров, недавно предоставила гранты на сумму $260 млн агентствам по устойчивому развитию подземных вод, созданным в рамках SGMA. Штат получил заявки на $800 млн, что указывает на спрос на проекты, сказал Пол Госселин, зам директора управления по устойчивому управлению подземными водами штата.

Помимо стоимости, производители сталкиваются с другими препятствиями для подпитки на ферме. Ферма должна иметь доступ к воде, не могут причинять вред исчезающим видам и затоплять земли, подвергшиеся обработке определенными удобрениями или пестицидам, или с отходами молочной фермы.

По словам Дэниела Маунтджоя, директора по рациональному использованию ресурсов устойчивого сохранения, который участвовал в государственном исследовании, в водоразделе реки Мерсед фермеры могли бы собрать достаточно будущих паводковых вод, чтобы заменить 31% грунтовых вод, которые они перекачивают в существующих условиях. Этот показатель может возрасти до 63% с изменениями в управлении водохранилищами и улучшениями инфраструктуры.

По словам Маунтджоя, для достижения устойчивости во всей долине Сан-Хоакин потребуется от 750 тыс. до 1 млн акров орошаемых сельскохозяйственных угодий.

«Мы находимся в начале большого импульса для программ пополнения запасов подземных вод», сказал Госселин из государственного управления подземных вод. «Последние два года экстремальной засухи стали тревожным звонком для всех».