Рога коровы Веданты велики и остры, коричневые глаза излучают тепло, черно-белый мех на лбу растет в виде знака вопроса. Отсюда и имя: Веданта – индийский философ, задавшийся вопросом «Кто я?». Живет эта Веданта в Коровьем приюте Лакшми в Бангалоре, в духовном месте, основанном в 2000 году бывшим деканом факультета инженерного дела Нью-Йоркского городского колледжа технологии, 74-летним Шанкаром Шастри.
Всю свою жизнь Шанкар Шастри исповедовал и практиковал индуизм, религию, считающую коров самыми любящими и сострадательными созданиями на земле. «Они дают молоко и навоз для удобрения, их моча используется в медицине для повышения эффективности лекарств, – говорит Шастри. – Они едят только верхушки травы, не трогая корни, в отличие от козлов, вот насколько они полны любви».
Раз коровы – настолько особенные существа, общение с ними считается в индуизме благословением. Индуисты не едят коров, большинство из них – вегетарианцы. Шастри основал свой приют для кармы, чтобы сделать что-то доброе, что может зачесться в будущей жизни. «Что посеешь, то и пожнешь», – поясняет он. На сбережения и пожертвования Шастри купил на рынке коров, которые иначе пошли бы на убой. Сейчас в приюте живет 16 коров, некоторые родились здесь. Они живут естественной жизнью. Пищу коровам часто доставляют из местного индуистского храма, а волонтеры, живущие в приюте, делают всё нужное животным, собирают навоз, расплющивают и сушат на солнце. Сухие коровьи лепешки продаются через интернет для сожжения на религиозных церемониях. Считается, что это имеет лечебный эффект и очищает окружающую среду. Фермеры, желающие получить хороший урожай, проводят такие церемонии дважды в день. Продажа лепешек помогает с расходами на коровье питание.
У каждой коровы есть имя и индивидуальность. Шастри выкрикивает несколько имен – и их обладательницы медленно выходят из амбара к загородке. Шастри объясняет, что индуисты относятся с любовью ко всей живности. «Мы думаем, что мы – это тело, но мы не тело, не ум, не интеллект, мы – сознание. И сознание, когда пробудится, это душа или дух во всём живом, включая растения». Если же это так, то есть ли у нас право убивать и есть коров, чтобы наполнить наши животы, когда есть столько всего, что можно есть, спрашивает Шастри. «Я дам вам $50 тысяч, если вы докажете мне, что я неправ. Перестаньте убивать коров, и вам не нужны будут службы национальной безопасности или расходы на оборону. Так много плохих вещей происходит, потому что мы убиваем сельскохозяйственных животных. Жестоко. Телят забирают у их матерей. Вы отнимаете у них семьи. Это плохая карма, убивать коров, – говорит Шастри. – Есть только одна причина не есть мясо: потому что животные – как дети, и они должны быть любимы, они требуют нашей заботы».
Индуисты приезжают сюда посетить коров, кормят их и могут проводить здесь время в медитации и молитве. Гостей кормят ягодами со взбитыми сливками, тортами с охлажденным сливочным кремом. Как напоминает этот ресурс, охлаждение – один из самых важных процессов в производстве молока. Чем быстрее оно охлаждается, тем меньше бактерий окажется в свежем молоке до обработки и тем качественнее будет готовый пастеризованный продукт. Максимальная эффективность охлаждения достигается благодаря качественному оборудованию.