«Молодежь – будущее села», «Модернизация села - дело молодых», «Сельская молодежь – будущее аграрной России».
Под такими девизами незадолго до последних выборов прошли различные форумы юного поколения российской деревни. Кто бы с этим спорил: смена поколений – вещь неизбежная, тяга молодых к новому - традиционная. Вопрос в том, как это «будущее» воспринимает свои перспективы.
Для начала хотелось бы вернуться к проведенному полтора года назад РССМ (Российским союзом сельской молодежи) социологическому исследованию о настроениях и ожиданиях своих сверстников. Опрашивали с помощью ВЦИОМ юношей и девушек в девяти крупных земледельческих регионах страны - Рязанской, Саратовской, Костромской, Волгоградской, Челябинской областях, Красноярском и Алтайском краях, республиках Башкортостан и Кабардино-Балкария.
Напомним некоторые итоги этого исследования. Подсчитано, что большая часть молодежи (48,8%) не планируют связать свою жизнь с селом. Причем, доля тех, кто планирует покинуть село, с возрастом постепенно увеличивается и достигает своего максимума к 21 году (66,5%). Растет с возрастом и критическое отношение к своему житью-бытию. Так, например, если в возрасте от 14 лет до 21 года доля неудовлетворенных своей жизнью составляет около 10%, то к 24 годам она увеличивается до 15%, а к 30 достигает 28%.
Доминирующим мотивом, определяющим принятие решения о переезде в город, является отсутствие жизненных перспектив, отмечалось в исследовании. Второй по значимости мотив - отсутствие на селе условий для нормальной жизнедеятельности. На третьем месте – привлекательность городской жизни. Отсюда обоснованный вывод: решение проблемы закрепления молодежи на селе тесно связано с необходимостью безотлагательного развития социально-экономической инфраструктуры села и повышением качества жизни селян.
Похожие результаты принесло и недавнее социологическое исследование, проведенное Тюменской региональной общественной организации «Молодые аграрии Сибири». Выяснялись настроения юных сельчан на земледельческом юге региона. И здесь половина молодых – 49,4% хотели бы уехать в город. И здесь основные проблемы, наиболее актуальные для сельской молодежи, – это безработица, трудоустройство, жилье. И здесь - низкая заработная плата, которой большинству хватает лишь на самое необходимое (еда, одежда, коммунальные платежи).
Правда, обнадеживает в исследовании такой вывод: большая часть сельской молодежи не утратила желание трудиться на земле. Если бы государство разработало программу, по которой на определенной территории молодежи выделяли землю, сельскохозяйственную технику в долгосрочную аренду (с последующим выкупом),обеспечили сбыт произведенной продукции по приемлемым ценам, более половины – 53,7%, - безусловно, приняли бы участие в программе. И больше всего заниматься сельским хозяйством готовы люди образованные: со средним специальным – 57,4%, средним общим- 56,7% и высшим образованием – 52,3%.
Можно согласиться с мнением авторов исследования: пока молодежь готова заниматься сельским хозяйством, необходимо не растерять, а как можно быстрее использовать её потенциал, Тем более, что потенциал этот отнюдь не прирастает. По данным статистического сборника Росстата «Молодежь в России 2010», если в первые пять «нулевых» лет численность сельчан в возрасте 15-29 лет росла и составила в 2005 году 8932 тыс. человек, то в последующее пятилетие она сокращалось и достигла в 2010 году 8765 тыс. При этом наиболее быстро убывало число юношей и девушек в возрасте 15 – 19 лет: с 3552 тыс. в 2005-м до 2692 тыс. в 2010 году.
Похоже, к власти приходит понимание сельских молодежных проблем. На форумах молодых с разъяснениями государственной аграрной политики выступили и премьер-министр Владимир Путин, и его первый зам Виктор Зубков, и министр сельского хозяйства России Елена Скрынник. Многое говорилось о программах развития АПК, росте финансирования и кредитования, укреплении материально-технической базы сельских хозяйств, строительстве новых ферм и животноводческих комплексов. Ряд мер государственного характера специально направлен на решение проблем молодого поколения. Среди них – строительство жилья для молодых специалистов и молодых семей, подъемные и доплаты к заработку начинающих работать на селе выпускников вузов (и не только аграрного профиля). С будущего года вступает в действие программа поддержки начинающих фермеров. Концепцией устойчивого развития сельских территорий предусматривается наряду с модернизацией аграрного производства также поощрение несельскохозяйственных видов деятельности в деревне, поддержка мелкого и среднего бизнеса
Очевидно вместе с тем, что еще недостаточно учитывается тот факт,
что в отличие от старшего поколения молодое поколение селян предъявляет более высокие требования к различным аспектам трудовой деятельности (содержание, условия, организация и оплата труда). Темпы социально-экономических преобразований на селе далеки от необходимых и затрагивают ограниченный круг сельских поселений. Заработки земледельцев и животноводов по-прежнему в два раза ниже, чем в среднем по стране. Что касается молодежи, то уровень безработицы среди сельских юношей и девушек почти в два раза выше, чем в среднем по сельской местности и в полтора раза выше, чем среди их городских сверстников.
Не удивительно, что социологи продолжают фиксировать неоптимистичные для деревни настроения среди тех, кто готовится вступать во взрослую жизнь. Выпускники сельских школ хотели бы работать в следующих сферах (по степени значимости): финансы; промышленность и строительство; транспорт и связь; юридические службы. В меньшей степени выпускники сельской школы хотели бы работать в сельском хозяйстве. Эту сферу деятельности по своей престижности они поставили на одно из последних мест.
Изменение ситуации многие исследователи связывают с необходимостью разработки эффективной молодежной государственной политики на селе. И кстати говоря, в Республике Татарстан весной этого года утверждена правительством долгосрочная целевая программа «Сельская молодежь». Может, и на общероссийском уровне такой документ не помешает?
Источник: Автор Юрий Савин «Крестьянские ведомости».