Вопрос - быть России в ВТО или не быть уже не стоит. В том, что мы выйдем в «свободное плавание» уже в 2011 году, никто не сомневается. Теперь надо понять, что и как будет работать в новых условиях. Об этом и о многом другом шла речь на недавно прошедшем в пресс-центре «РИА Новости» «круглом столе». Собеседники, и по большей части оппоненты, представили свое видение жизни «после ВТО».
Вообще, вопрос присоединения окружен множеством мифов. Одним из самых распространенных мифов является всеобщий крах отечественной экономики. Все это из-за непонимания информации, говорит директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. Просчитать, как будут выглядеть те или иные отрасли даже в недалеком будущем, нельзя просто потому, что такой математической модели не существует. За всю историю существования ВТО этого не смог сделать никто. Вообще, для каждой страны условия индивидуальны, поэтому нет и универсальной модели развития событий.
Кстати, чтобы добиться для России максимально выгодных условий, было приложено максимум усилий. Как следствие, наши условия гораздо более выгодные, чем в свое время получили Китай, Бразилия и Украина.
Это, в частности, касается и снижение таможенных тарифов, чего так сильно опасаются многие предприятия. Единственное резкое снижение пошлин произойдет в тех отраслях, где они (пошлины) были подняты в течение кризиса. В остальных промышленных и аграрных сферах снижение ставки таможенной пошлины в течении всего переходного периода составит 3 - 4%. На основные товары сельского хозяйства базовая пошлина не изменится и с окончанием переходного периода. Также для наиболее чувствительных отраслей будут существовать семилетние переходные периоды.
Ничего страшного с экономикой не произойдет, а вот товары, которые Россия не производит, станут более доступны, замечает Алексей Портанский, и добавляет, что на ближайшие два года удалось поднять уровень поддержки фермеров до максимального. Если сегодня это $4,4 млрд. в год, в 12-13 году мы можем поднять эту цифру до $9 млрд. в год и только к 2017 году будем обязаны вернуться к сегодняшнему уровню.
Надо сказать, что кроме любителей всего, что не производится на территории России, сторонниками немедленного вступления выступают предприятия сырьевого сектора. От присоединения они действительно получат ощутимую выгоду. Дело в том, что на некоторые российские сырьевые товары в ряде стран ВТО введены запретительные меры, из-за которых российский бюджет недополучает порядка $2,5 млрд в год.
«Вступление в ВТО может заметно улучшить ситуацию с поставкой металлургической продукции в страны ЕС и США и позволит пересмотреть ряд антидемпинговых процедур», - соглашается директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский.
Правда, за исключение сырьевой отрасли явных положительных перспектив нет больше ни у кого. Есть опасения, что кроме газовой и нефтяной трубы скоро в России ничего работать не будет. В этом убежден и Евгений Корчевой - член рабочей группы по технической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения при Правительстве России. Для обслуживания сырьевого и сопутствующих секторов в России вполне достаточно иметь 60 - 70 млн человек. Что делать с остальными, а сегодня население страны составляет чуть более 140 млн. человек, непонятно. Непонятно, что будет с АПК, а ведь именно эта отрасль отвечает за пресловутую продовольственную безопасность страны, а в том, что ситуация для аграриев изменится, сомневаться не приходится.
Отечественное сельское хозяйство сегодня находится в крайне запущенном состоянии, по многим позициям до сих пор не достигнут уровень 90-х годов, а в благоприятном развитии ситуации при вступлении в ВТО никто не уверен. Отечественные инвесторы, задают вопрос, зачем были вложены колоссальные деньги в то, что завтра, скорее всего, не выдержит конкуренцию. Ожидать, что иностранные компании ринутся вкладывать деньги в отечественный АПК, также не стоит. Чтобы привлечь инвесторов только в несколько подотраслей АПК, государству понадобилось более 5 лет и огромные финансовые вливания.
Но, может быть не все так плохо? То, что российские аграрии имеют сегодня минимальный уровень поддержки, это скорее плюс, чем минус, убежден Алексей Портанский. В мире имеется устойчивая тенденция к сокращению финансирования сельского хозяйства и у российского АПК при таком тренде гораздо больше шансов на успешное развитие, чем у тех, кто надеется на госдотации.
Тут необходимо отметить, что в странах-участницах снижение поддержки будет происходить вне зависимости от существующего сегодня объема. Так, в ЕС 50% доходов фермера составляет государственная субсидия, а в России эта цифра едва ли достигает 10%. Соответственно, завтра, когда субсидии будут снижены, к примеру, на треть, западный производитель по-прежнему будет более защищенным, чем его российский коллега. Кроме того, надо заметить, что европейский и американский АПК поддерживался государством уже в течение столь долгого времени, что многие из них сегодня могут обойтись и без госпомощи.
Кстати, именно в этом основная сила иностранных переговорщиков, уверяет Евгений Корчевой, они знают проблемы своих промышленников и отстаивают их интересы, в то время как с нашей стороны ничего подобного не происходит. Даже переговорный процесс мы провели слабо, пожелания отечественных предпринимателей оказались неучтенными.
Те условия вступления, которые получила Россия, годятся для «великой сырьевой державы, обладающей ядерным оружием».
Вообще, в мировой экономике не бывает абсолютно приемлемых условий вступления. Получая определенные преференции, страна обязана в чем-то уступать. В идеальном варианте, это будет та отрасль, падение которой наименьшим образом повлияет на социальную и экономическую ситуацию в стране. Конечно, рано или поздно нам пришлось бы вступать в ВТО, но, как говорят некоторые участники рынка, сейчас для этого не лучшее время. Необходимо, как минимум, лет десять, для того чтобы повысить процент устойчиво эффективных предприятий.
Пожалуй, наиболее точно сформулировал витающие в воздухе страхи один из журналистов, спросив, «означает ли вступление, что заводы закроют, а магазины завалят дешевыми бананами?». Однозначного ответа сегодня нет. Ясно только одно, если еще недавно относительно данного вопроса мы могли спокойно строить предположения, не слишком опасаясь за последствия, то теперь нам придется почувствовать все это на себе в реальности.
Источник: Автор Николай Немчинов «Крестьянские ведомости»