Несмотря на динамичное развитие, российское свиноводство практически каждый год испытывает кризис. Если вчера проблемой для свиноводов были аномальные погодные условия, то сегодня развитию отрасли угрожает африканская чума свиней (АЧС).
По оценке Россельхознадзора, при дальнейшем развитии
ситуации ущерб от распространения в России африканской чумы свиней в
Вообще говоря, ситуация по регионам различается довольно существенно; где-то проводятся только проверки, где-то, как в Белгородской области, внедряются региональные программы по предупреждению ситуации. Но, несмотря на пристальное внимание к ситуации и СМИ, и первых лиц отрасли, однозначного понимания, что делать и каковы последствия ситуации, нет. Дело в том, что рассматривать ситуацию без привязки к конкретному региону бессмысленно. Каждая область имеет свое географическое положение, свой климат, исходя из этих факторов, необходимо прогнозировать развитие ситуации.
«Последствия распространения АЧС для регионов различаются ввиду разных уровней развития промышленного свиноводства, - замечает руководитель отдела животноводства и ветеринарии исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации Евгений Лапинский. - Если, к примеру, Белгородская область является флагманом свиноводства в стране с поголовьем на 1 июля этого года 2560 тыс., Краснодарский край на втором месте по производству - 1024 тыс. гол., то Тверская область лишь на 31 месте по производству свиней с 228 тыс. голов».
Одним из наиболее пострадавших регионов стал Краснодарский
край, только в одном этом регионе на возмещение ущерба пострадавшим при
ликвидации очагов АЧС выплачено с начала
Надо сказать, что вспышки АЧС для региона отнюдь не новость, они начались на Кубани еще в 2008 году. За три года это заболевание приняло угрожающие масштабы, но устранить ситуацию почему-то не получается.
Представители государственных ветеринарных служб говорят о том, что наряду с несоблюдением рядом хозяйств необходимых санитарных и ветеринарных норм, главную проблему представляет миграция диких кабанов и других животных. Представители бизнеса считают, что проблема в другом.
«АЧС - это первый результат реформы ветеринарной системы, - уверен Виктор Линник. - Однако помимо этой болезни существует еще много других, не менее опасных заболеваний животных, которые могут появиться в любой момент в таких условиях».
Четыре года назад ветеринарная служба было реформирована и разделена на Россельхознадзор и отдельные ветеринарные службы в регионах, это привело к потере управляемости и контроля над эпизоотической ситуаций в России. С тех пор на территории России существует более 90 независимых друг от друга ветеринарных служб, которые, зачастую, даже не имеют средств на организацию необходимых мер профилактики. Устройство государственной ветеринарной службы таково, что локальным министерствам просто не выгодно проводить противоэпизоотические мероприятия до тех пор пока ситуация не касается их региона, каждый регион сам решает, какие меры ему принимать и когда.
«В настоящий момент реальных рычагов влияния на региональные ветеринарный службы у Россельхознадзора нет, а значит, нет возможности навести порядок в одном регионе при наличии бардака в соседнем. Перенос заболевания с территории одного региона в другой - это вопрос времени» - замечает Виктор Линник.
Проблема давно вышла за рамки устранения вируса в отдельно взятом регионе. Ситуация вызывает беспокойство в самых верхних эшелонах власти, и есть от чего: свиноводство - одно из ключевых отраслей, формирующих продовольственную безопасность России.
Проблема ветеринарного контроля – системная. Ее решение кроется не в устранении проблем в какой-либо одной области, а в целенаправленной модернизации отрасли в целом. Ветеринарный контроль это не сиюминутные мероприятия, это механизм, который работает и отлаживается годами. Создать его за пару месяцев не получится. Чтобы переломить ситуацию необходимо взаимодействие Россельхознадзора с другими структурами, решить проблему силами одного ведомства не получится.
С этим утверждением согласен и представитель Национальной мясной Ассоциации: «Существующее положение дел может спасти лишь немедленное начало системной и долгосрочной работы государства по борьбе с АЧС на всех уровнях власти. Важнейшей частью комплекса мер по борьбе с распространением АЧС сегодня является скорейшее принятие государственной федеральной программы по ликвидации АЧС».
В последнее время осознание этого постепенно приходит к руководителям регионов. Так, в сентябре губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил, что необходимо вести не только разъяснительную работу, но и активно сотрудничать с органами внутренних дел и другими структурами. Но даже если в отдельном регионе принимаемые меры достигнут цели, это вовсе не гарантирует улучшение ситуации. Локализовать АЧС в отдельной области нельзя, вирус не знает границ.
Проблема еще и в том, что контроль над перемещением животных, не только в целом по России, но и в рамках одного региона, довольно слаб. «Причиной является несоблюдение требований ветеринарного законодательства, например, перевозка и реализация продукции свиноводства без проведения ветеринарной экспертизы. Другой проблемой остается низкая эффективность госветнадзора на уровне субъектов Российской Федерации», - объясняет ситуацию Евгений Лапинский.
Это же отметил и главный ветеринарный врач России Николай Власов. Он пояснил, что ветеринарная служба не имеет полномочий досматривать машины и пункты приема мяса это в первую очередь, это задача государственных и административных субъектов. Отсутствие консолидированных действий и единого центра не дают возможности принять действенные меры. Решение вопроса упирается в решение бюрократических и административных проблем.
Существует ряд предприятий, работа которых, во многом, и обуславливает распространение вируса. Как считает Евгений Лапинский, на сегодняшний день основными виновниками распространения АЧС по территории России являются ведомственные хозяйства и личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Подсобные хозяйства сегодня фактически не подпадают под надзор ветеринарных служб, соответственно, контролировать их практически невозможно. Что же касается ведомственных предприятий, то надзор над ними осуществляют исключительно ветеринарные специалисты соответствующих ведомств (Министерства обороны, Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний и др.) Эти специалисты сами находятся в подчинении руководителей соответствующих ведомств.
Тем не менее, говорить о том, что источники распространения вируса предприятия определенного сектора, не стоит. Вирус не делает различий между малым бизнесом и агрохолдингами. Вспышки АЧС лишь показывает слабые места отрасли, замечают участники отрасли.
«Сегодняшняя ситуация наглядно демонстрирует, кого АЧС «выкашивает» в первую очередь», - комментирует ситуацию президент АПХ «Мираторг» Виктор Линник. - Для комплексов, выполняющих все меры по ветеринарной безопасности риски значительно ниже, чем для тех, кто не выполняет».
Современные крупные свинокомплексы - это действительно предприятия с высочайшей степень защиты, попасть туда стороннему человеку невозможно. Но, как показывает практика, таких предприятий единицы. По большей части, российское свиноводство состоит, в лучшем случае, из переоборудованных предприятий еще советского образца.
Что же касается малых форм, то в ЛПХ и крестьянских (фермерских) хозяйствах (К(Ф)Х) ситуация с ветеринарией и с содержанием животных, зачастую, действительно плачевная. Тем не менее, это вовсе не говорит, что именно они являются основными распространителями заболевания.
За 2011 год зафиксированы шесть случая заражения животных в данных категориях хозяйств. Так, 21 февраля - в Нижегородской области в одном из частных хозяйств вспышка африканской чумы свиней, 8 мая в лесополосе села Соколовское обнаружены пять павших от АЧС животных, принадлежащих местному фермеру. 18 октября вирус выявлен в одном из фермерских хозяйств Краснодарского края. 31 октября вирус был выявлен сразу на территории трех регионов: Краснодарском крае, республики Калмыкия и Курской области.
За тот же период среди предприятий среднего и крупного бизнеса также зафиксированы шесть случаев заражения. 15 июня вирус обнаружен в материале 11 павших животных фермы № 5 агрофирмы «Кавказ» агрохолдинга «Кубань, расположенного в Тбилисском районе Краснодарского края. 4 июля вспышка вируса зафиксирована на том же предприятии повторно. 5 августа АЧС выявлена на территории свинокомплекса ООО «Гранит». 17 сентября зафиксирован падеж почти 70 животных сразу на нескольких фермах сельскохозяйственного промышленного комплекса "Знамя Ленина», 17 октября - на свиноферме ЗАО «Староминская». 31 октября - на ОАО «Приазовская».
Если бы вся проблема заключалась только в слабом ветеринарном контроле подворного содержания свиней, ситуация была бы прогнозируемая. Решение было бы одно, - полное упразднение свиноводства в проблемной категории хозяйств. Тем не менее, гарантии, что АЧС прекратится, нет.
ЛПХ и К(Ф)Х выбраны мишенью для критики вовсе не по причине несоблюдения ветеринарных норм, подборных проблем хватает почти у всех участников рынка. Причина, прежде всего, в том, что интересы малых форм на высшем уровне некому защищать. В конечном счете, есть предприятия, которые соответствуют ветеринарным нормам, есть, - которые не соответствуют. Деление должно идти именно по этому принципу, а не потому, какова форма хозяйствования.
В России динамично развивается птицеводство, животноводство – вкладываются большие деньги, прилагаются усилия для строительства новых и реконструкции старых предприятий, логично было бы предположить, что система ветеринарии и законодательство должны «идти в ногу» со временем и потребностями отрасли. Мало решать саму проблему АЧС, необходимо устранять факторы возникновения эпизоотоопасных ситуаций. Ведь при наличии перечисленных не решенных проблем построить современную животноводческую отрасль в России будет проблематично.
Источник: Автор Николай Немчинов «Крестьянские ведомости»