В конце прошлой недели мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление "О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей в г. Москва". Согласно документу, с 1 июля этого года у каждого производителя продуктов питания, реализующего свою продукцию через столичные торговые сети, появится возможность получить от столичного департамента потребительского рынка и услуг знак, подтверждающий отсутствие трансгенов. Знак будет представлять собой бледно-зеленый круг с надписью "Не содержит ГМО!". Для получения такой маркировки производитель должен представить продукт на исследование в лабораторию при департаменте потребрынка.

"Если подтвердится, что ГМО в продукте нет, комиссия при нашем департаменте выдаст производителю сертификат качества с правом получения такой маркировки", - заявил Ъ начальник управления организации и продовольственной торговли департамента потребрынка и услуг Москвы Валерий Шапилов. Он также подчеркнул, что сертификат будет действителен год, после чего производитель должен будет обратиться в лабораторию повторно.

Сейчас НИИ питания РАМН разрешает использовать в пищевой индустрии 13 видов ГМ растений: три сорта сои, пять - кукурузы, два - сахарной свеклы, два - картофеля и один - риса. Вредность трансгенов до сих пор научно не доказана, однако экологические организации, в частности российское отделение "Гринписа", активно ведут антитрансгенную политику уже семь лет. Столичные депутаты выступили с инициативой объявить Москву зоной, свободной от ГМО, а также приняли изменения в законодательство "О продовольственной безопасности г. Москва", запрещающие ввоз в столицу ГМ продуктов.

Производители продуктов поддерживают инициативу правительства Москвы. В пресс-службе ОАО "Группа 'Черкизово'" отметили, что "такая мера весьма позитивна". "Крупным компаниям, как мы, скрывать нечего",- заявила Ъ руководитель пресс-службы Мария Широкова. "Это благая идея, и направлена она на защиту прав потребителя и безопасности пищевых продуктов", - заявил Ъ гендиректор компании "Дымов" Алексей Сошников.

За исследования на наличие ГМО будут платить сами производители продуктов питания. "Определить наличие ГМО в продукте в среднем стоит 3 тыс. руб., а его конкретную концентрацию - 6 тыс. руб.", - заявил Ъ глава НИИ питания РАМН Виктор Тутерьян. А. Сошников при этом заверил, что затраты на исследования не повлияют на цену продуктов.

Однако у нововведений нашлись и противники. Председатель правления конфедерации прав потребителей Дмитрий Янин считает, что постановление не улучшит ситуацию с безопасностью пищевых продуктов и может создать проблемы для мелких предпринимателей. "Я уверен, что прохождение такого контроля в конце концов из добровольного превратится в добровольно-принудительное, - заявил Ъ Д. Янин. - Власти посредством такой маркировки будут лоббировать маркетинговые интересы пищевых компаний. У кого наклейка будет - тот успешнее реализует свою продукцию".