Поспешность, с которой в прошлом году правительство РФ приняло решение о запрете на вывоз зерна с территории страны, и отстраненность, с которой сегодня правительство наблюдает за развитием ситуации на зерновом рынке, суть две стороны одной и той же медали. Медаль эта называется «метод ручного управления» экономикой. Полемика о плюсах и минусах такого метода разгорается тем жарче, чем очевиднее становятся прямые экономические потери от административного решения, совершенно не адекватного той или иной угрозе.
Взять то же эмбарго на вывоз зерна, введенное 15 августа прошлого года и отмененного 1 июля нынешнего года. По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского (см. публикацию «Радиоперехват» от 14.07.2011, опубликованную на сайте http://www.AgroNews.ru/) прямые потери российских зернопроизводителей от эмбарго составили 114 млрд рублей. Эта сумма сложилась, главным образом, из разницы в цене зерна на российском и мировом рынках. Не было бы запрета – и аграрии (не зернотрейдеры, а именно аграрии) могли бы спокойно выручить эти деньги. А Злочевский утверждает, что прошлогодняя угроза дефицита зерна на внутреннем рынке, которой якобы и было продиктовано решение правительства об эмбарго, была мнимой, не подкрепленной ни расчетами большинства экспертов, ни даже данными Росстата. Кстати, 114 млрд рублей – сумма, примерно сопоставимая с той, которую ежегодно тратит государство на поддержку аграрной отрасли.
Сегодня ситуация обратная. На горизонте сельскохозяйственного сезона маячит не дефицит, а переизбыток производства зерна. По прогнозам экспертов зернового рынка, если ничего не помешает собрать урожай в 90 и выше млн тонн, цены на зерно неуклонно пойдут вниз. И могут в конечном итоге опуститься ниже критических пределов, то есть, фактически будут приближаться к себестоимости производства зерна.
Собственно, процесс, как говорится, уже пошел. Цены на пшеницу снижаются примерно на 300 - 350 рублей за тонну в неделю. Между тем, уборка фактически только началась.
Пока цена на зерно, по мнению первого вице-премьера правительства Виктора Зубкова, составляет от 5 тыс. до 6 тыс. рублей за тонну. «Это комфортный «коридор» как для его производителей, так и для потребителей, - сказал он недавно в Волгограде. - Плохо было бы, если бы цена составляла 3,6 - 3,8 тыс. рублей за тонну, как в прошлом году, или 7,5 - 9 тыс. рублей». Сегодня, по словам Виктора Зубкова, нет никакой необходимости в регуляторах рынка. Правильно, пока нет. А завтра?
Проблема состоит в том, что этот «комфортный» коридор цен никто не зафиксировал документально. Никто не определил, сколько должна стоить пшеница, чтобы зернопроизводителю стало дискомфортно. В России до сих пор считается нормальным, если цены на зерно за сезон колеблются в пределах 40 - 50 процентов, а то и выше. Мало того, сами аграрии не допущены сегодня к процессу установления этого пресловутого коридора цен. Тогда как в ЕС, Канаде или США фермерские ассоциации накануне сельскохозяйственного сезона (а то и за пять лет доегонаступления) договариваются с правительством о ценовом коридоре. Он, как правило, не превышает нескольких процентов. И там, если цена выходит за рамки установленного коридора, автоматически включаются государственные регуляторы – либо закупочные интервенции, либо выброс на рынок дешевого зерна из государственных фондов. Понятно, что возможны варианты. Это – всего лишь схема, принцип действия государства.
И он состоит в том, что резкого колебания цен позволяет избегать не ручное управление отраслью, а заранее продуманный механизм, включающийся автоматически.
«Сегодня пока государству нет необходимости пытаться суетиться на рынке зерна, пусть идет чисто рыночный процесс, который позволяет тем, кто имеет излишки зерна, продать его за рубеж, а тем, кто не может или не хочет этого делать, продать внутри страны», - сказал первый вице-премьер правительства Виктор Зубков во время рабочей поездки в Волгоградскую область.
Суетиться правительству действительно не пристало. Надо просто один раз в году устанавливать правила функционирования зернового рынка.
Себе - спокойней, а продавцам и покупателям зерна - понятней.
Источник: Михаил Петров «Крестьянские ведомости»