Россия постепенно решает задачу импортозамещения на рынке мяса за счет развития птицеводства и свиноводства. У российского бизнеса есть шанс выйти с мясной продукцией и на мировой рынок. Однако для перехода от роли крупного импортера мяса на позиции серьезного экспортера потребуется резко поднять конкурентоспособность продукции. И здесь нужно объединить усилия самого бизнеса и государства.
Об этом говорили участники состоявшегося в конце июня заседания подкомиссии РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) по производству сельхозпродукции и ее переработке. Тему дискуссии они так и сформулировали: «Об организации экспорта животноводческой продукции и мерах по его государственной поддержке».
Разговор преимущественно развернулся вокруг перспектив выхода российских экспортеров на мировой мясной рынок. И динамика развития скороспелых мясных отраслей – птицеводства и свиноводства - дает шанс на такую перспективу. Только за прошлый год прирост производства птицы составил 375 тыс. тонн, или 10%. А с начала реализации национального проекта «Развитие АПК» производство курятины в сельхозпредприятиях практически удвоилось, Примерно таковы же темпы роста в свиноводстве.
А вот с говядиной картина другая. Производство мяса крупного рогатого скота остановилось на 1,7 млн тонн в убойном весе. В результате изменилась структура производства мяса: за пять лет доля курятины в нем возросла с 25,5% до 36,7%, свинины – с 27 до 29,4%. В то же время говядина потеснена с 41,5% до 28,8%.
Эти тенденции, по прогнозам Мясного союза России, продолжатся до конца начавшегося десятилетия. Наша страна останется крупным импортером говядины Зато в птицеводстве и свиноводстве активно идет процесс импортозамещения. Более того, у бизнеса, занятого в скороспелых мясных отраслях, есть шанс выхода со своей продукцией на мировой рынок. Не случайно свой доклад на подкомиссии президент Мясного союза Мушег Мамиконян так и озаглавил «От импорта к экспорту».
Причем, оценки будущего достаточно осторожные. К 2020 году потенциал экспорта мяса птицы оценивается в 200 тыс. тонн, свинины – примерно в таком же объеме. И это притом, что официальный импорт свинины в начале этого века достигал более 800 тыс. тонн, а мяса птицы – почти1400 тыс. тонн. А сколько завозилось по «серым» схемам!
Заметим, что первые опыты выхода за рубеж со значимыми объемами своей продукцией у птицеводов есть. В минувшем году на экспорт ушло 15 тыс. тонн продукции мясного птицеводства. В текущем году предполагается увеличить эту цифру до 60 тыс. тонн, еще через три года – до 100 тыс. тонн.
А вот экспортерам свинины вряд ли светит перспектива выхода за пределы страны ранее 2014 года. Главная причина, как и можно было предположить, - африканская чума свиней. Опасное заболевание животных, как известно, захватывает все новые и новые регионы страны, в том числе и ареалы развитого промышленного свиноводства. А это долго будет подвигать зарубежные ветеринарные службы ставить барьеры на пути российской свинины.
Наша продукция может даже устраивать зарубежного потребителя по экономическим и качественным параметрам (хотя до этого еще далеко). Но если наши экспортеры не дадут четких гарантий ветеринарной безопасности, то будут получать от ворот поворот. Пока же, говорили участники дискуссии, проблемы, связанные с ветеринарией, вызывают большую тревогу у отраслевого бизнес-сообщества. Как беспокоят и существующие нестыковки технических регламентов с международными документами. Действующая законодательная база не позволяет выполнить требования ряда стран по экспорту российской животноводческой продукции.
Как раз в заблаговременном устранении этих недочетов и видит бизнес одно из наиболее важных направлений поддержки государством экспорта отечественной продукции. Одновременно предприниматели ждут четкой информации о перспективах мирового рынка, о правилах торговли в разных странах. И конечно же, всех интересует, как именно может быть поддержан экспорт мясной продукции при вступлении страны во Всемирную торговую организацию.
В общем будущий успех отечественных экспортеров зависит от решения наших внутренних проблем. Разумеется, надо поднять эффективность работы ферм и комплексов до уровня мировых образцов. Но не менее. важно совершенствовать и внутренний рынок.
Наиболее эффектно выглядело высказанное уже не в первый раз тем же Мамиконяном предложение об изменении системы госзакупок в Росрезерв. Речь о том. чтобы закладывать в запас консервы из курятины вместо дефицитной пока и импортируемой говядины. Курятина дешевле мяса КРС, что позволяет за те же деньги иметь в госзакромах больше мяса. Одновременно поддерживаются птицеводы, поскольку «снимается» с рынка часть т.н. белого мяса птицы (те же грудки), пользующегося меньшим спросом. чем «красное» (пресловутые окорочка). Решению этой же задачи будет способствовать и развитие гостинично-ресторанного бизнеса.
О перспективах выхода России на международные рынки мяса говорится не впервые. Такую возможность уже не исключают высшие чиновники, ответственные за продовольственную безопасность страны. Предметный разговор идет на встречах специалистов, таких как недавние выставки «Агроферма» и «Куриный король». Действительно, в мире есть примеры удачного сочетания импорта и экспорта одного и того же продукта – в интересах потребителя. Только надо все заранее проанализировать, рассчитать и решить. Чтобы не получилось как с рынком зерна: сначала экспортерами гордились, а потом ударили по ним разорительным эмбарго.
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости».