К 20 мая Минсельхоз России должен представить в Правительство согласованные показатели приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на 2011 – 2013 годы. Такое поручение дал аграрному ведомству первый вице-премьер Виктор Зубков на проходившем в конце минувшей недели первом заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса»
Следует напомнить, что решение о создании такой рабочей группы при президентской комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике было предусмотрено Указом главы государства от 20 сентября 2010 года. Спустя полгода утвержден ее состав. В него включены руководители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, представители профильных союзов, науки и бизнес-сообщества.
И на первом заседании члены комиссии потребовали провести анализ того, насколько эффективными оказались мероприятия 2010 года. Цель – на основе положительного и отрицательного опыта прошлого провести в 2011 – 2013 годах такие мероприятия, которые бы позволили «компенсировать отставание по тем направлениям, где по итогам 2010 года отмечено падение темпов развития». Правда, на первый взгляд, времени на аналитическую работу отпущено маловато и остается лишь надеяться, что эксперты министерства и подведомственных ему научных организаций не сидели до этого, сложа руки.
Задуматься же есть о чем.
Спад аграрного производства в минувшем году был действительно впечатляющим. Общий объем производства продукции сельского хозяйства на 16 процентных пункта ниже уровня, предусмотренного госпрограммой. Не удалось достичь большинства целевых индикаторов по растениеводству. В производстве молока целевой индикатор выполнен на 91%. В реализации племенного скота прирост составил 4% против 15% по плану. Производительность труда составляет 91% планового уровня. Рентабельность производства снизилась до 8,3%, причем, без государственных дотаций сельхозпредприятия вообще бы завершили год по нулям или с убытком
Безусловно, спад в аграрной отрасли - во многом следствие острой засухи в ряде регионов страны. Вместе с тем, очевидно, что сказалось и забвение некоторых принципиальных направлении в развития АПК, о чем аграрная общественность постоянно предупреждала власть. Об одном из них – возрождении мелиорации земель, расширении площадей орошения, переходе на современные технологии полива, - уже говорит не только глава Минсельхоза, но и премьер-министр. И если многообещающие слова будут подкреплены реальными финансовыми ассигнованиями, в чем есть пока большие сомнения, то площади гарантированного от непогоды урожая могут возрасти во многих регионах.
Мало сдвигов в решении другой острой проблемы – материально-техническом оснащении сельских товаропроизводителей. По расчетам ученых Россельхозакадемии, доля старых, отработавших свой век комбайнов и тракторов достигает примерно 70 - 80%. Между тем, до сих пор коэффициенты обновления техники в 2 - 3 раза отстают от нормативных.
Сейчас предпринимаются неординарные меры для того, чтобы изменить ситуацию. Достаточно сослаться на известное решение правительства продать сельчанам, прежде всего фермерам, за половину стоимости тракторы, комбайны и другие машины, скопившиеся на складах Росагролизинга. Обещающе звучит и намерение запустить программу утилизации старой сельхозтехники. Правда, сам запуск программы отложен на будущий год и первые масштабы финансирования достаточно скромные – 3,5 млрд рублей. «Затем подумаем над тем, как увеличить ее финансирование», заметил премьер Владимир Путин, выступая на днях в Волгограде. Выходит, старт действительно масштабного технического переоснащения отечественного АПК откладывается?
Иными словами, государство находится все еще в поиске и отлаживании эффективных механизмов поддержки АПК. Действующие рычаги влияния часто дают сбои. До сих пор не найдены стимулы и льготы, реально заинтересовывающие земледельцев увеличивать внесение минеральных удобрений. По дозам их применения Россия в разы отстает даже от ближайших соседей и тем не менее продолжает до 90 процентов туков вывозить за рубеж. Стало уже правилом, что государственные средства поддержки – идет ли речь о помощи погорельцам или о поощрении тех, кто сохранил коровье стадо, - поступают сельчанам с большим запозданием. И чаще всего с применением «силовых методов», с вмешательством главы Правительства.
Таковы издержки «ручного управления» аграрной экономикой. Удастся ли их избежать при реализации приоритетного аграрного проекта в ближайшие три года? Посмотрим.
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»