Засухи последних двух сезонов еще раз напомнили о необходимости скорейшего выстраивания системы сельскохозяйственного страхования и, в первую очередь, финансовой защиты от аграрных рисков основных растениеводческих культур и концентрированного животноводческого производства. Однако, прямо скажем, несмотря на такую нужду, в которой солидарны и крестьяне, и государство, дело с созданием такой системы обстоит совсем неважно.
Об этом шел разговор в Государственной Думе, где на прошлой неделе аграрный комитет провел семинар-совещание по проблемам страхования сельскохозяйственных рисков. Это мероприятие было связано с тем, что проект Федерального закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» (далее – законопроект) прошел в российском парламенте первое чтение, и, согласно прямому указанию руководства страны, должен быть окончательно принят до конца весенней сессии. Есть сведения, что действие нового закона предполагается запустить с начала 2012 года, и под него в федеральный бюджет закладывается 5 млрд рублей.
Как указывается в пояснительной записке, законопроект «разработан в целях комплексного решения задачи организации государственной политики в области сельскохозяйственной безопасности, в целях снижения негативного влияния факторов риска на производство сельскохозяйственной продукции».
Документ предусматривает много новых для нашей страны положений, которые, надеются авторы законопроекта, позволят эффективно организовать процесс сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Основная новинка состоит в том, что «в соответствии с законопроектом государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в форме перечисления страховщику уполномоченным органом 50 процентов от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета по договору сельскохозяйственного страхования». Причем, эта половина будет поступать на счета страховой компании, а обязательства страховщика перед ней будут считаться выполненными с момента перечисления им 50% страховой премии. А уж страхователям выпадает доля истребовать оставшуюся половину с казначейских государственных структур.
Важно и то, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе дополнительно устанавливать формы и пределы поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям сверх государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренной за счет средств из федерального бюджета».
Вообще говоря, законопроект, действительно, очень во многом новаторский для нашей страны. Он предусматривает «создание комплексной системы правоотношений, направленной на снижение финансового бремени для государства в части возмещения затрат на ликвидацию последствий страховых событий, возможности эффективной реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства в Российской Федерации путем закрепления приоритетных направлений сельскохозяйственного страхования в плане сельскохозяйственного страхования, создания экономических основ для эффективной реализации собственно страховых отношений, создания системы мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров страхования, недопущении злоупотребления как со стороны страховщиков, так и со стороны страхователей».
Страхование осуществляется по риску утраты (гибели) сельскохозяйственных культур и гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных. При этом утрата (гибель) сельскохозяйственных культу определяется как недобор более сорока процентов урожая сельскохозяйственных культур, от плановых объемов, предусмотренных в договоре сельскохозяйственного страхования, в результате наступления страхового события.
Председатель аграрного комитета Государственной думы Валентин Денисов, один из авторов законопроекта, полагает, что сегодняшняя система агрострахования имеет очень много проблемных точек.
В самом деле, конкретные цифры показывают, что государственная поддержка страхованию растет, а площадь застрахованных полей постоянно сокращается. По официальным данным, в прошлом катастрофическом году таких площадей было не более 13%. Да и не по всем площадям страховые компании смогли покрыть крестьянам убытки…
В связи с этим Валентин Денисов считает, что «страхование должно быть обязательным, и государство в этом процессе будет участвовать, возмещая половину размера ставки страхования…
Знаю, что у нас много оппонентов по этому документу, особенно это связано с ролью и местом государства в вопросе агрострахования…. Прозрачность отношений напрямую будет зависеть от страхового договора, где четко прописаны права и обязанности двух сторон. Наступление страхового случая может быть рассмотрено не только двумя сторонами, но и третьей, я имею в виду, судебную инстанцию. Чтобы страховой рынок действительно развивался, не должно быть компаний «любимчиков» и компаний «второго сорта». Они должны конкурировать, иметь равные права. Не надо сбрасывать со счета и общественное мнение о страховщиках, которые показали себя не лучшим образом. Клиент должен четко знать, с кем ему работать, а с кем – нет».
Дискуссия на думском семинаре завязалась довольно оживленная. В ней приняли участие и страховые компании, и представители сельхозпроизводителей из регионов России.
Крестьянские представители полагают, что камнем преткновения для того, чтобы законопроект отвечал демократическим тенденциям, может стать статья документа, которая напрямую связывает возможность получения государственных субсидий со страхованием посевов либо животноводческих активов. Так что получается, что принцип добровольности страхования фактически нарушается.
Впрочем, и для страховых компаний пока много неясностей. Ведь согласно документу, страховой полис вступает в силу с момента перечисления страхователем полагающейся порции страхового взноса, а возмещение от государства, по российской традиции, когда еще поступит. Как эти положения согласуются с существующими нормами и правилами бухгалтерского учета.
Словом, дискуссии по поводу нового закона продолжаются, хотя срок их окончания все ближе…
Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»