9 февраля произошли два знаковых для отечественного АПК события. Оба – на высшем государственном уровне. Одно - в подмосковных Горках, где Президент Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное сдерживанию инфляции. А второе – в Питере, там премьер Владимир Путин подвел итоги работы российского ТЭК за прошлый год.
И тут, и там самым естественным образом возникла сельскохозяйственная тема. Инфляция за январь выросла на 2,5%, и львиную долю ее роста дало, к сожалению, продовольствие. Президент Медведев напомнил, что «надо быть очень внимательным к такого рода колебаниям на внутреннем рынке продовольствия». И призвал участников совещания - министра экономразвития Эльвиру Набиуллину и первого заместителя председателя правительства Виктора Зубкова - адекватно реагировать на явные перекосы в развитии рынка. «Нужно своевременными решениями – конечно, разумными решениями – предупреждать как экономические дисбалансы, так и негативные ожидания, которые существуют на рынках», - сказал президент.
Решения такие были запланированы еще в прошлом году, сообщила министр экономического развития. «Прежде всего, это начало интервенций. С 4 февраля такие интервенции начались, сегодня третьи торги проходят, спрос есть», - доложила Эльвира Набиуллина. Речь о торгах, на которые выставляется зерно из государственного интервенционного фонда (ГИФ). До июня на тендерной основе должно быть продано 2,5 млн тонн зерна, как фуражного, так и продовольственного, примерно по 500 тысяч тонн в месяц. Однако, в ходе совещания Дмитрий Медведев выяснил, что не все зерно ГИФ должно быть продано на торгах. Правительство запланировало, что распределительный, а не тендерный порядок, должен будет охватить объемы зерна даже большие, чем те, что выставлены на торги. Примерно 3 млн тонн. Причем, более одного миллиона тонн зерна уже распределены Москве, Санкт-Петербургу, Ленинградской и Московской областям.
Тут президент спросил у первого вице-премьера правительства Виктора Зубкова: «Я просто хочу понять: если мы продаем на торгах, то какой стимул покупать на торгах, если можно прийти за этим зерном и договориться в индивидуальном порядке?». Виктор Алексеевич ответил, что правительство решило попробовать реализовать оба механизма распределения зерна ГИФ.
Но цена зерна на торгах в итоге получается 6200 рублей за тонну. А цена распределенного – 4300 (это зерно закупалось в ГИФ еще в 2005-м по 3500 рублей, просто прибавили НДС и накладные расходы).
Торги идут не очень активно. А за зерном с низкой фиксированной ценой – очередь.
Знаю это не понаслышке. Недавно как раз на эту тему беседовал с гендиректором агрохолдинга «Росагрорегион» Василием Дудкиным. Он сказал, что со своими двумя свинокомплексами тоже очень хочет попасть в списки на распределение зерна, которые формирует Минсельхоз. Но не факт, что это получится. Просто не хватит на всех дешевого зерна. Поэтому Дудкин, со своей стороны, предлагает, пока дело с торгами не зашло далеко, все зерно ГИФ распределить по заявкам. Резоны такие: цены на живых свиней и на свинину он не поднимает, понимая, что есть предел покупательной способности населения. Тогда почему он должен покупать зерно по ценам биржевым?
Президент Медведев на совещании по сдерживанию инфляции, видимо, рассуждал похоже. Почему не падает цена зерна на торгах? «Она не упала именно потому, что… часть зерна заткнули в индивидуальное распределение, вот и все. Какой дурак будет торговаться, если можно прийти и договориться с чиновниками Правительства?», - спросил президент. И добавил: «Вот что. Решение это нужно приостановить и посмотреть, если Вы (В. Зубков и Э. Набиуллина – авт.) посчитаете невозможным дальше проводить торги, тогда лучше распределяйте каждому региону адресно. Но вообще-то это не рыночная мера. Скажу прямо – это создает опасность коррупции. Поэтому нужно сделать все, чтобы зерно распределялось на единых началах, в противном случае мы можем создать перекос».
Понятно, что у разных участников рынка разные интересы. Для хлеборобов высокая цена на зерно (не та, что складывается на торгах по ГИФ, а просто рыночная) – последний шанс отсеяться весной с более-менее предсказуемым результатом. Потребителям зерна важно, чтобы цена на зерно упала, тогда можно сохранить уровень рентабельности. Глава государства попытался, что называется, по ходу дела эти разные интересы соединить в одном решении. Хорошо, если это получится сделать «здесь и сейчас». Однако подобных коллизий будет и дальше возникать невероятно много. Но каждый раз призывать в арбитры Президента страны – это, мне кажется, невероятное расточительство.
Вот, кстати, в Питере на совещании с руководителями нефтяных компаний, которое в этот же день провел премьер Владимир Путин, случилась похожая ситуация. Со сталью в голосе он сообщил, что ждет от всех нефтяных компаний снижения цен на дизтопливо, поскольку повышены они были в течение последнего месяца без всяких оснований (ФАС доказало и доложило). Это 30 - 35-процентное повышение цены по сути девальвировало решение правительства о весенней 10-процентной скидке на солярку для селян.
Итог не может не радовать сельхозпроизводителей. «Могу сообщить, - сказал премьер нефтяникам, - что мы приняли принципиальное, согласованное с вами, уважаемые коллеги, с нефтяными компаниями решение: в текущем году продлить льготную цену на ГСМ для сельхозпроизводителей. Скидка должна составить, как мы с вами договорились, 10% от цены, которая сложилась на 1 ноября 2010 года. Это значит, что от сегодняшней цены скидка составит где-то 30%, чуть больше. В абсолютных цифрах это значит, что сельхозпроизводители получат поддержку в объеме порядка 10 млрд рублей».
Глава аграрного комитета Госдумы Валентин Денисов назвал это решение «долгожданным, поскольку протокольное поручение правительству разобраться, почему солярка в некоторых регионах мгновенно стала дороже 92-го бензина, было единодушно поддержано Думой». В итоге ФАС получила дополнительную поддержку парламента и доказала, что это был картельный сговор нефтяников.
Однако, считает Валентин Денисов, жаль, что «для принятия подобных решений, которые восстанавливают справедливость на рынке, требуются огромные усилия множества государственных ведомств и служб. Куда менее затратным было бы выработать универсальный механизм межотраслевого регулирования».
С этим утверждением трудно спорить. В самом деле: пока не выработана государственная аграрная политика, которая, в числе прочего, единственная и может раз и навсегда «узаконить» льготную цену на ГСМ для аграриев, востребованным будет «ручное управление» аграрной экономикой.
А вот, если предположить, что все участники агропродовольственного рынка будут подчиняться установленному государством и воспринятому ими же порядку – понятному, прозрачному, предсказуемому, можно заранее (до наступления очередного сельскохозяйственного или календарного года) решить массу межведомственных конфликтов: уровень тарифов естественных монополий, объемы импортных квот и т.д. и т.п. Причем решить таким образом, чтобы те или иные меры выравнивания диспаритетов и перекосов рынка включались бы автоматически, на законных основаниях. Естественно, выработка и реализация такой государственной политики обязательно должна предусматривать непосредственное участие самих товаропроизводителей.
Только в этом случае экономические механизмы будут работать сами по себе, а не только тогда, когда к ним прикасаются державные руки.
Источник: Михаил Петров «Крестьянские ведомости»