Начало нынешнего года омрачили сообщения о резком росте цен на продовольствие. Именно это стало детонатором народного восстания в Тунисе. Требования демократии, борьбы с коррупцией, отставка и бегство президента, эвакуация российских туристов были потом. Первым мотивом стало подорожание продуктов на 50 процентов.
Это не удивительно, если вспомнить, каким был прошлый год и каким был урожай в мире. Небывалая жара в России, многолетняя засуха в Австралии и последующие наводнения, наводнения в Западной Европе и прочие напасти. Это не могло не сказаться на ценах. Они пошли вверх.
Правда, неприятный сюрприз заключался в темпах роста цен. По данным ФАО, они выросли очень значительно и, что самое неприятное, одновременно на целый ряд продовольственных товаров, в первую очередь на растительные масла, зерновые и мясо.
Однако ФАО пока не спешит заявлять о начале нового продовольственного кризиса по аналогии с 2008 годом. Экстренных встреч не проводится, на официальных сайтах международных организаций нет пресс – релизов апокалипсического содержания. Словом, определенные предпосылки для беспокойства есть, но на начало кризиса не похоже.
Здесь уместно вспомнить про кризис 2008 года. Тогда совпали сразу несколько факторов – снижение переходящих запасов, рост цен на энергоносители и резкий скачок цен на продовольствие вследствие того, что значительная часть зерна в США идет на производство этанола, а главное – вследствие прихода на продовольственный рынок биржевых «игроков» (спекулянтов), которым нет разницы, на чем зарабатывать деньги. Сейчас ФАО даже успокаивает общественность, заявляя, что продовольствие есть, но рост цен настораживает. Постоянно подчеркивается, что многое будет зависеть от нового урожая. Если он будет плохим, возможен дефицит со всеми вытекающими последствиями. Но время еще есть и так далее.
Еще одно отличие от ситуации 2008 года заключается в том, что в мире голодных бунтов в классическом понимании к настоящему времени нет. Может быть, пока, а может быть – вообще не произойдет в этом году. С другой стороны, год только начался.
Можно, правда, встретить упоминание о событиях в Мозамбике в конце прошлого года и январских волнениях 2011 года в Тунисе. По разрозненным сообщениям можно придти к выводу, что было недовольство населения и в Алжире. Правда, это совсем не то, что произошло в Тунисе, но и здесь пока не все ясно. Демонстрации тунисских недовольных начались из-за резкого (на 50% и выше) роста цен на продовольствие, но очень скоро об этом забыли. Демонстранты вспомнили о безработице, отсутствии демократии, коррупции в госаппарате, засилии бывшего президента и членов его семьи в политике в течение многих лет. Сейчас демонстрации начинают стихать, власть поменялась, около 80 человек погибших, президент бежал за границу, банковские счета его лично и его многочисленной семьи заморожены, а о ценах на продовольствие на демонстрациях не вспоминают. Получается, что это не было главной причиной происшедшего, хотя и явилось определенным катализатором.
Интересно, что в соседних арабских странах к настоящему моменту «хлебных бунтов» образца 2008 года также не зафиксировано, хотя исключать нельзя ничего. Экономическое положение соседних с Тунисом арабских стран не намного лучше.
В Азии также все пока спокойно. О росте цен на продовольствие много пишут индийские СМИ. Но там население обеспокоено резким скачком цен на овощи – прежде всего лук репчатый. Вряд ли это приведет к массовым волнениям.
Главное, что достаточно риса будет получено после уборки урожая.
Так что, может быть, кризис обойдет стороной и «голодных» бунтов удастся избежать? Может быть.
Если 2011 год будет урожайным…
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»