Экономический кризис и природные катаклизмы привели к серьезному переделу на мировом рынке меда. Крупнейшие экспортеры этого продукта в нынешнем сезоне вынуждены в разы сокращать поставки. Сможет ли Россия занять освобождающуюся нишу?
Финансово-экономические неурядицы затронули интересы основных участников пчеловодной индустрии во всем мире. Профессиональным пчеловодам, как главным производителям товарного меда, стало сложнее получать кредиты. Их доходы от аренды пчел для опыления многих видов фруктов, овощей и других сельскохозяйственных культур сократились, а производственные издержки – возросли.

Жестокая засуха, а также значительная гибель пчел из-за распространения опасных болезней и паразитов привели к тому, что урожай меда в 2008 году во многих странах мира оказался ниже среднего. Объемы внутренней и международной торговли этим продуктом снизились, а цены на него повсеместно достигли исторического максимума.

Чтобы выжить в этих непростых условиях, компании, занимающиеся закупками, переработкой, фасовкой и продажей меда, вынуждены были вносить серьезные коррективы в свою рыночную стратегию. Так, австралийские компании стали в больших количествах закупать мед за рубежом не только для сбыта в самой Австралии, но и для последующего реэкспорта. В марте 2008 – январе 2009 гг. Австралией было импортировано 4,4 тыс. т меда из Канады, Новой Зеландии, Аргентины и стран Азии. Доля перечисленных стран в общем медовом импорте Австралии составила соответственно 33, 22, 20 и 20%. За этот же период с континента было экспортировано 7,8 тыс. т меда, из которых более половины – это импортный продукт, переработанный и расфасованный на австралийских заводах.

Рекордно низким оказался в сезоне 2008-2009 гг. урожай меда в Аргентине, переживающей самую жестокую за последние полвека засуху. Если в 2006 году производство меда в этой стране достигло 115 тыс. т, то в нынешнем сезоне – около 70 тыс. т (а по неофициальным оценкам – 50 тыс. т). Численность пчелиных семей в стране резко сократилась, качество аргентинского меда – понизилось. Чтобы восстановить потери, потребуется несколько лет.

Засуха затронула также Уругвай, южные районы Бразилии, страны Центральной Америки, Калифорнию. Низкий урожай меда ожидается в этом году в Мексике. Серия разоблачений крупномасштабных афер ряда китайских медовых компаний в США и других странах ослабили позиции Китая на главных медовых рынках. Ушла с этих рынков и Турция из-за сокращения производства меда. Возникли трудности у Индии, в меде которой в начале 2009 года было обнаружено повышенное содержание тяжелых металлов.

На этом фоне развитые страны продолжают ужесточать контроль импорта меда. Особенно энергичные меры в этом плане принимаются в США.

В марте 2009 года в Ханое состоялась встреча сотрудников посольства США и министерства сельского хозяйства Вьетнама. В ходе встречи, в частности, обсуждались меры по пресечению поставок меда из Китая под видом вьетнамской продукции. Вьетнамцы признали, что в ряде случаев китайский мед действительно поставлялся в США по указанной схеме, «по поддельным документам и с территории других стран» и обязались наладить мониторинг своего экспорта меда, а также предоставить американской стороне образцы меда в целях совершенствования контроля агентствами США его географического происхождения.

В апреле 2009 года пять американских компаний – производителей продовольствия, в т.ч. крупнейшая семейная пчеловодная компания Adee Honey Farms и кооператив производителей, переработчиков и фасовщиков меда Siux Honey Association, предъявили иск на $1 млрд страховым компаниям и правительственным агентствам США. Истцы обвинили их в невыполнении законодательных актов, призванных защищать интересы американских производителей от демпинга продовольствия из Китая. Обвинения были выдвинуты против пяти страховых компаний, таможни, пограничной службы и Министерства торговли США, сообщила Bee Culture.

14 июля во Флориде вступило в силу регулирование, запрещающее производство, фасовку и продажу «загрязненного меда», содержащего кукурузный сироп, сахар и другие вещества, чуждые этому натуральному продукту. Руководители Ассоциации пчеловодов Флориды (АПФ) подчеркивают, что борьба за принятие подобного регулирования на федеральном уровне безуспешно ведется американскими пчеловодами в течение двух десятилетий. В середине 90-х годов прошлого века, когда Китай наладил поставки в США меда сомнительного качества и по демпинговым ценам, она уже обострялась. В конце концов, пчеловоды Флориды пришли к выводу, что проще добиться принятия этого регулирования не на федеральном уровне, а на уровне своего штата. Что и было сделано. По оценке АПФ, этот документ стал первым «стандартом на мед» подобного рода не только в США, «но и во всем мире». Предполагается, что примеру Флориды вскоре последуют и другие ведущие пчеловодные штаты США.

Параллельно АПФ развернула кампанию за утверждение бренда «стопроцентный американский мед». А также за освобождение пчеловодов-любителей от необходимости приобретения дорогостоящего сертификата на фасовку меда «в условиях кухни» и за отмену не согласующегося с жизненными реалиями и обременительного для пчеловодов-любителей статуса «переработчиков меда».

В октябре 2009 года вступит в силу регулирование Министерства сельского хозяйства США, обязывающее американские компании указывать на этикетках расфасованных продовольственных продуктов (в том числе и меда) те страны, откуда они были импортированы.

Перечисленные выше меры по защите национального пчеловодства и интересов потребителя меда в США приносят свои плоды. В частности, подведена черта под аферами с поставками в страну китайского продукта, замаскированного под «мед из России» («Крестьянские ведомости» подробно сообщали об этом ранее). Если в первом полугодии 2008 года поставки «меда из России» составляли около 3 тыс. т, то в январе-мае 2009 года – 39,3 т или почти на два порядка меньше.

В этот раз Министерство торговли США, по-видимому, сообщило данные о закупках действительно российского меда. Следует заметить, что 39,3 т меда – это всего лишь 0,1% от 39,1 тыс. т этого продукта, импортированного США за первые пять месяцев текущего года. В столь же мизерных количествах наш мед поступал в США и в начале 90-х годов прошлого века.

Поставки российского меда в страны ЕС в последние годы также не превышали 0,1% объема его импорта этой группой стран. Еще меньше российского меда поставляется на два других ключевых медовых рынка: в Японию и на Ближний Восток.

Очевидно, наша страна не располагает излишками меда для налаживания его экспорта, а поставки меда за рубеж пока не гарантируют российским компаниям более высокие прибыли, чем торговля им на российском рынке. Ниши, образовавшиеся сейчас на основных медовых рынках, в очередной раз будут заполняться продукцией других медовых держав, но не России.

Экспорт меда является «лакмусовой бумажкой» конкурентоспособности любого национального пчеловодства, его способности адекватно реагировать на вызовы глобализации; соответствия его технологий и качества продукции мировым стандартам.

Мизерный объем экспорта нашего меда при растущих объемах его импорта – тревожный симптом. Как известно, розничные цены на мед в России находятся на одном уровне с ценами в США и других развитых странах, при огромной разнице в доходах основной массы населения. В Москве немало мест, где мед продается и по ценам гораздо более высоким, чем в странах «золотого миллиарда». Такое положение стимулирует импорт дешевого меда из Китая и других, преимущественно развивающихся, стран. Значительная часть этого меда сбывается в дальнейшем под маркой российского продукта.

Как свидетельствует опыт США, остановить разрушительный для национального пчеловодства импорт дешевого меда весьма непросто. Для этого требуются целенаправленные, многолетние усилия заинтересованных сторон. Очевидно, проще предотвратить развитие неконтролируемого импорта меда.

Мировое пчеловодство и торговля медом еще не достигли «потолка» в своем развитии. По статистике ФАО, численность пчелиных семей в мире за последние полвека увеличилась на 40%. Лидерами в этой гонке были и остаются страны Азии и Южной Америки.

В Китае производство меда в 1996 - 2007 гг. выросло в два раза и достигло 353 тыс. т. Во Вьетнаме планируется за 2006 - 2010 гг. увеличить производство меда с 15 тыс. до 30 тыс. т и соответственно увеличить его экспорт. В рамках программы развития пчеловодства, разработанной Комитетом по науке и технике Вьетнама с участием зарубежных специалистов, осуществляется модернизация отрасли, принимаются меры по повышению контроля качества меда, осваиваются основные международные рынки.

В ЕС программы развития пчеловодства существуют во Франции, Германии и Швейцарии. В Австралии такой программы в ее классической форме нет, но ее заменяют рекомендации консультационных компаний, разработанные по итогам всесторонних исследований.

На Украине запланировано в 2006 - 2011 гг. увеличить производство меда с 55 тыс. до 120 тыс.т. Считается, что «в ближайшей перспективе» и «при благоприятных условиях» Бразилия могла бы увеличить свое производство меда с нынешних 40 тыс. до 160 - 180 тыс. т, а Индия – с 50 тыс. т до 500 тыс. т.

Насколько жизненны перечисленные программы и проекты - покажет время, но все они выполняют одну важную функцию – служат ориентирами для пчеловодных сообществ в области производства, экспорта и импорта меда.

Ничего подобного в нашей стране нет. Вряд ли можно считать программным документом «Прогноз производства меда до 2010 года», одобренный Россельхозакадемией и Коллегией Минсельхоза в 2001 году и никоим образом не стыкующийся с изменившимися с тех пор экономическими и другими реалиями России.

По мнению президента Российского национального союза пчеловодов (РНСП) Арнольда Бутова, Россия могла бы производить около 1 млн т меда. Это почти столько же, сколько его производится сейчас во всем мире. Оценки ученых на сей счет в разы ниже, но стороны сходятся в том, что богатейший потенциал российского пчеловодства используется крайне нерационально, и что одна из главных причин этого – отсутствие должного внимания правительства к нуждам пчеловодства. Чтобы убедиться в правоте последнего тезиса, достаточно посетить скудный по своему содержанию и давно не обновлявшийся раздел «Пчеловодство» на сайте Министерства сельского хозяйства России. Ничем не лучше и сайт РНСП…

Финансово-экономическая и другая помощь со стороны правительства вряд ли начнет поступать в пчеловодную индустрию до тех пор, пока сами ее участники не докажут с «фактами в руках», что поддержка пчеловодства действительно отвечает государственным интересам нашей страны, и прежде всего, интересам развития ее сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности.

Что мешает российской пчеловодной элите прекратить, наконец, внутренние распри и приступить к коллективному поиску путей вывода отечественного пчеловодства из тупика? Заняться разработкой соответствующей программы действий, рассчитанной на перспективу, привлечь к разработке и реализации этой программы не только пчеловодные, но и другие общественные организации, представителей агробизнеса и пищевой промышленности, прочих потенциальных союзников…

В этих вопросах не грех воспользоваться богатым зарубежным опытом. Например, опытом американских коллег. В деле защиты интересов национального пчеловодства они за последние два года добились выдающихся результатов. Немало интересного и поучительного можно найти в Аргентине, Бразилии, Вьетнаме, Китае и других странах, где проводится модернизация пчеловодства. Стоит поучиться у этих стран и тому, как они укрепляют свои позиции на мировом рынке меда в условиях глобализации.


Источник: Александр Пономарев специально для «Крестьянских ведомостей