Итоги развития АПК за 2008 – 2012 г.г. еще не подведены, но уже сегодня работа над тем, как будет выглядеть отечественный АПК, идет полным ходом. Сложности подготовки госпрограммы 2013 - 2020 г.г., и последствия вступления в ВТО для российских предприятий для сайта www.AgroNews.ru прокомментировал руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

- Положительным моментом разработки госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 г.г. стал тот факт, что в ее подготовке принимают активное участие представители различных отраслей.

Для бизнес-сообщества госпрограмма это вообще ключевой документ, дающий понимание, как будет развиваться аграрный сектор, какими будут государственные приоритеты. Во многом, именно исходя из того, какие перспективы увидят инвесторы, банки и будет определено развитие отечественного АПК.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что сегодня мы можем подготовить только ту госпрограмму, которая основана на понимании текущих условий.

Причин тому несколько. Во-первых, – отсутствие опубликованных окончательных условий присоединения к ВТО, во-вторых – непонятно, как долго и в каком виде будут существовать действующие механизмы господдержки для АПК, в третьих - пока не решены вопросы сохранения или отмены ряда существенных льгот для сельхозтоваропроизводителей. Для разработки и принятия полноценного документа, определяющего стратегию развития на 8 лет вперед, отрасли нужен документ, который бы предусматривал такие существенные моменты, как присоединение к ВТО, изменения в налоговом законодательстве и таможенном тарифе, развитие сотрудничества в рамках таможенного союза и ЕвразЭС. Думаю, что определенные подходы к написанию программы надо менять. При написании госпрограммы Минэкономразвития требует четко и детально прописанные целевые показатели, но их невозможно спрогнозировать, слишком много не поддающихся измерению и точной оценке факторов влияют на АПК. Сегодня в России нет ни одного учреждения, которое было бы в состоянии сказать, как через некоторое время будет выглядеть наша экономика. Само министерство экономического развития постоянно меняет даже краткосрочные прогнозы. Говорить о том, какими должны быть отраслевые показатели, на мой взгляд, не очень серьезно. Нет веры, что эти цифры просто не «взяты с потолка». Все-таки важнее задать правильный вектор развития и создать условия, чтобы мы шли по этому вектору. А точную скорость задавать необязательно.

В проекте госпрограммы вообще есть малопонятные вещи, которые, кажутся продиктованными не стремлением развивать отечественный АПК в целом, а стремлением учесть какие-то узкие интересы некой группы людей. Надеюсь, это случайность или ошибка. Думаю, логично было бы просто обозначать приоритетные направления развития, что и каким образом необходимо поддерживать, остальное бизнес решит сам.

Что касается одного из наиболее существенного и одновременно, не учтенного в проекте госпрограммы изменения – планируемого присоединения России к ВТО. Думаю, что здесь еще надо всесторонне оценить этот шаг не только для отечественного АПК, но и для банков, масштабно кредитующих нашу отрасль. Отечественной сельскохозяйственной индустрии необходимо еще как минимум лет десять, чтобы повысить долю устойчиво эффективных и конкурентоспособных предприятий. В случае резкого изменения ситуации для старых и не модернизированных хозяйств эти предприятия могли бы восполнять выпадающие объемы производства, полноценно конкурировать с импортом.

Вообще вопрос конкурентоспособности при присоединении России к ВТО для мясной индустрии неоднозначный. Для одних предприятий это будет серьезный вызов, для других - новые возможности, а для неэффективных компаний - это последний шанс сейчас подумать о модернизации бизнеса.

К сожалению, значительное количество хозяйств развиваются, рассчитывая только на государственную поддержку. Роль господдержки невозможно переоценить, но сотни предприятий отрасли именно по причине масштабной государственной поддержки и не думают становиться эффективными.

В России пока огромное количество неэффективных как частных, так и муниципальных птицефабрик, свинокомплексов и молочных ферм. И все эти предприятий в будущем нежизнеспособны. Такие предприятия однозначно не выживут в новых условиях, проигрывать они будут даже не импорту (в будущем году импорт птицы составит не более 12% от общего объема потребления), они будут проигрывать эффективному отечественному производителю. Это вовсе не говорит о том, что малый и средний бизнес в России должны исчезнуть. Если компания проигрывает конкуренцию на одном из рынков, это не значит, что дальше работать нет возможности. Предприятие вполне способно найти свою нишу, надо только искать возможности для развития, изучать меняющиеся предпочтения потребителей. Если бизнес хочет развиваться, он не должен постоянно надеяться на государственную поддержку, он должен развиваться сам.

Что касается свиноводства, то здесь ситуация более сложная. Если птицеводство развивалось в России последние 10-12 лет, то первые серьезные инвестиции в свиноводство начались 5-6 лет назад. Сейчас отрасль не готова к резким изменениям, тем более, к таким как присоединение к ВТО. Пока порядка 1 млн тонн свинины производится в личных подсобных хозяйствах. Еще примерно 600 тысяч тонн – на неэффективных отсталых комплексах. Уже сегодня при развитии ситуации с африканской чумой свиней каналы реализации у ЛПХ будут сужаться. После присоединения к ВТО вопрос вообще будет стоять о возможности развития данных форм хозяйствования. Они будут сокращаться просто потому, что структура рынка изменится.

Но не только старым комплексам нужно пересмотреть свое место на рынке. Нередко и современные свинокомплексы не умеют эффективно использовать свои ресурсы. Мы только начинаем учиться использовать наши преимущества и современные технологии. Отрасли необходимо время, мы не можем стать конкурентоспособными сразу.

Что же касается развития КРС, то надо перестать смотреть на данный сектор только как на развитие одной из отраслей сельского хозяйства; одно рабочее место в производстве КРС способно обеспечить работой до семи человек в смежных отраслях. Кроме того, существует еще и социальный аспект, крупные компании могут встроить в производственную вертикаль производства многочисленные фермерские хозяйства. Производство КРС в технологическом плане более простое, чем производство свиней. Это же касается и ветеринарии, КРС более устойчив к заболеваниям.

Спрогнозировать, каков будет общей эффект от присоединения к ВТО, сложно. По разным направлениям ситуация будет отличаться. Наибольшие сложности ждут свиноводов, а это скажется и на птицеводстве, и на начавшихся инвестициях в производство крупного рогатого скота.

К этому комментарию можем добавить, что независимо от решения по вступлению в ВТО, Россия с каждым годом все глубже интегрируется в мировую экономику. В данных условиях именно стратегическое планирование, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом выходит на первый план, только тогда отечественный АПК сможет быть и конкурентоспособным и востребованным. У российских предприятий, несомненно, есть и преимущества, и перспективы.

Другое дело, что этими преимуществами надо научиться пользоваться.

Источник: Автор Николай Немчинов «Крестьянские ведомости»