Представленный на минувшей неделе в Госдуме главой Минсельхоза Еленой Скрынник национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 год» не вызвал большого внимания ни в обществе, ни в средствах массовой информации. Между тем и итоги прошлого года, и начало нынешнего дают пищу для корректив в аграрной политике государства.

Безусловно, результаты минувшего года во многом определились жестокой, аномальной засухой во многих регионах страны. Продукция растениеводстве снизилась на 26%, зерна собрано немногим более 60 млн тонн. Не случайно и общий объем производства продукции сельского хозяйства сократился на 11,9% и составил 88,1% к уровню прошлого года.

 Госпрограммой на минувший год предусматривался рост валовки на 4,1%. И животноводство приросло – пусть не на 5,1%, как планировалось, но все же на 2,6%. При этом производство мяса увеличилось на 5,8% до 10,6 млн. тонн. А в птицеводстве и свиноводстве рост был еще весомее – соответственно на 11,3 и 6,5%.

 Иными словами, динамичность обеспечили как раз отрасли, в наибольшей степени затронутые выросшим финансированием, где-то даже инвестиционным бумом и технологическим обновлением. Как отмечено в выступлении Елены Скрынник, такой результат стал возможен во многом благодаря значительному объему средств государственной поддержки, которая была оказана предприятиям АПК в рамках Государственной программы. Это 143 млрд. рублей, в том числе - 107 млрд рублей (или 75%) - из федерального бюджета и 36 млрд. рублей из бюджетов субъектов федерации.

 Выступившие в прениях депутаты, вместе с тем, обращали внимание на то, что финансирование госпрограммы отстает от намеченных показателей. Возьмем инвестиции. По данным ученых Россельхозакадемии, за последние 10 лет они возросли примерно в 2,4 раза, В основном благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», и главным образом за счет наращивания заемных финансовых ресурсов. Однако в последние три года этот процесс пошел вспять. Рост физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства постоянно отставал от предусмотренных цифр на 19,7 - 30%.

 Особенно тревожно обстоит дело с переводом отрасли на современную инновационную базу. В рамках мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства, было закуплено около 23 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Хорошо, что все больше поступает на село вместо устаревших тракторов и комбайнов энергонасыщенные машины. Но как же их мало (менее чем по одной «единице» на сельхозпредприятие, а в стране еще две с половиной сотни тысяч фермерских хозяйств) и как явно недостаточно среди них отечественной техники!

 Вроде бы на самом верху стало понятно, что с вилами и лопатой нам в ВТО делать нечего. Но ведь остается фактом, говорили депутаты: в 2010 г. расчетные коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях составили по тракторам 2,3%, зерноуборочным комбайнам – 3,5 и кормоуборочным комбайнам – 4,1% при плановых значениях соответственно 8, 10,4 и 12,4%.Не лучше была картина и в предыдущие два года.

 Секвестирование коснулось и повседневной жизни деревни. Думается, не случайно глава Минсельхоза акцентировала внимание на том, что «из-за роста переходящих бюджетных обязательств по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам, более чем в 3 раза были вынужденно сокращены расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Общество еще не осознало опасность того, что сельская России перестает контролировать территорию страны и теряет наиболее дееспособную часть населения.

 Только за период между двумя переписями осталось без жителей более двух тысяч сельских населенных пунктов, и прежде всего в Нечерноземье и Сибири. Не только обедневшие аграрные АО, ООО и кооперативы, но и приходящие в село преуспевающие инвесторы все чаще сетуют на дефицит квалифицированных кадров. Но как деятельному, уважающему себя профессионалу мириться с мизерной зарплатой. Ведь она и сегодня составляет половину от средней по стране, в то время как современные товары как раз на селе самые дорогие? И есть ли давно обещанная возможность выбора занятия для сельского трудоспособного гражданина, особенно молодежи? Нет. Но даже скромные показатели госпрограммы по располагаемым ресурсам домашних хозяйств в сельской местности второй год не достигнуты.

 «Мы добьемся того, что в 2012 года финансирование ФЦП «Социальное развитие села» будет восстановлено», - пообещал председатель думского комитета по аграрным вопросам, представитель ведущей фракции в Госдуме Валентин Денисов, А глава Минсельхоза отметила, что в готовящейся сейчас следующей госпрограмме будет предусмотрено устойчивое развитие сельских территорий, появятся новые разделы по таким актуальным направлениям как развитие мелиорации земель, поддержка малого агробизнеса, перерабатывающей промышленности и другие.

 Посмотрим, как будут выполняться эти обещания. Важно при этом, чтобы планы были поближе к жизни и главное – неукоснительно выполнялись. А не так, как случилось с той же программой социального развития села, когда ее показатели скорректировали с уменьшенным втрое финансированием. И не удивительно, что выполнили. По нашим данным, подобное случилось и с рядом первоначальных показателей программы плодородия почв.

 Так-то можно выполнить все планы, все программы – и ходить белыми и пушистыми. К сожалению, столь печального опыта России не занимать.

Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»