Если кто забыл, то накануне прошлого Дня Победы – 65-го, юбилейного, президент РФ Дмитрий Медведев распорядился обеспечить всех ветеранов войны отдельным жильем. Мотивы такого решения и сам он высказывал неоднократно, и вся чиновничья рать поддержала: мол, не все даже в нынешнее капиталистическое время измеряется чистоганом, есть у государства незыблемые социальные обязательства. Или святые обязанности, - это как кому нравится.

И самая святая из них – обеспечение каждого Победителя (побежденные-то давно обеспечены) отдельным жильем. Квартирой ли, домом – без разницы.

Ближе к 9 Мая 2010 года выяснилось, что ветеранов без собственного угла – тысячи и тысячи. Мало того: какие-то российские законы мешали ставить их на жилищный учет. Президент срок выполнения продлил до конца 2010 года: чтобы всех поставили на учет и всем дали квартиры. Тогда же повсеместно по стране прошли проверки - прокурорские и следственных комитетов - на предмет выполнения этого распоряжения Дмитрия Медведева. Наверное, кого-то из чинодралов на местах наказали за нерасторопность и равнодушие.

Но вопрос с жильем для ветеранов окончательно не решен до сих пор.

Труднее всего пришлось и приходится тем ветеранам, которые проживают в небольших, забытых богом поселках, и полувымерших деревнях. Здесь, как правило, просто в район собраться – большая проблема, уж не говоря о том, чтобы ехать туда «права качать».

Хвала Яндексу: набираешь в поисковике «обеспечение ветеранов жильем», и на тебе - десятки примеров, как сегодня маются без квартир ветераны войны. Тут и новости, и форумы, и советы адвокатов.

Вот, например, интервью первого замгубернатора Тюменской области Натальи Шевчик одной федеральной газете от 5.05.2011 года. Поразительные факты выявляются. «За полтора года мы фактически обеспечили жильем 1184 человека. Сейчас у нас на очереди 626 человек». То есть, к маю нынешнего года ветеранская очередь сократилась на две трети. Сколько же нужно лет, чтобы окончательно решить проблему? Не дает ответа вице-губернатор, но зато четко объясняет, почему не завтра: «Очередь на жилье постоянно пополняется (это связано с переездами из одной территории в другую, улучшением условий), но в то же время эта очередь постоянно сокращается». Так все же - сокращается она или растет?

Дело, конечно, не в Тюменской области. Просто под руку попалась. Но есть большие сомнения федерального масштаба, что проблема ветеранского жилья будет вообще решена когда-нибудь.

Трудное это дело – выполнять государству социальные обязательства. Почти невозможное.

1 апреля 2011 года (я, было, подумал, а не шутка ли это) на официальном сайте Минсельхоза опубликовали отчет о выполнении Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Отчет за 2010 год. Много ли сделано?

Из «ключевых мероприятий» в 2010 году в сельской местности введено в действие 3634 км распределительных газовых сетей и 2760 км локальных водопроводов. Много это или мало – по абсолютным цифрам понять невозможно, хотя есть подозрение, что для 70 тысяч сельских населенных пунктов 3,6 тысячи километров газовых сетей – это все равно, что слону дробина.

Эта часть программы, сказано в отчете, перевыполнена. Но в итоге обеспеченность газом сельского населения на сегодня составила 52,6 процента, а питьевой водой – 54,2 процента. То есть, половина сельского населения России по-прежнему топит печи дровами или углем. И примерно столько же воду добывает из колодцев.

За 2010 год на селе построено 1,26 млн кв. метров жилья. То есть примерно 20 тысяч квартир. Это на 10-то миллионов сельских семей!

Читаем дальше. «В рамках реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности открыто 43 фельдшерско-акушерских пункта». То есть, примерно, по полпункта на субъект РФ.

В 6 субъектах Российской Федерации открыты общеобразовательные школы на 4,59 тыс. мест. Чтобы было понятно, это примерно 9 школ, не больше. Детских садов не построено ни одного, а планировалось 5, а то и все 6. При сельских школах открыты 4 филиала детско-юношеских спортивных школ, а хотели поначалу открыть 28.

За год в сельской местности введено и реконструировано 729,42 км линий электропередач, 390 штук трансформаторных подстанций, 265 организаций розничной торговли и общественного питания, а также открыты 5 информационно-консультационных центров, 3 пожарных депо, телефонная сеть увеличена почти на 3 тыс. номеров.

Но, конечно, венцом государственной работы по обустройству села за счет средств федерального бюджета, по-моему, стало строительство за год аж 65,26 (!) км автомобильных дорог между сельскими населенными пунктами.

На все это потрачено денег: федеральных – 7,7 млрд рублей, субъектов РФ – 12,8 млрд, привлечено из внебюджетных источников - 15,6 млрд рублей. То есть всего примерно 36 млрд рублей.

Размах заботы вроде должен поражать воображение. Не поражает.

Нет, все понятно: кризис, необходимость повысить довольствие военным и зарплаты полицейским, пенсии и все такое…

За этот же год с лица российской земли исчезла примерно 1 тысяча населенных пунктов, как вы догадываетесь, сельских.

И если продолжать «развивать село» такими же темпами, как сегодня, оно может просто не дожить до счастливого мига, когда придет, наконец, очередь облагодетельствовать и его.

Вот так.

И комментировать тут больше нечего.

Источник: Михаил Петров «Крестьянские ведомости»