Немедленное объявление об открытии зернового экспорта, скажем, с 1 июня этого года, послужило бы гораздо более мощным стимулом для крестьян в расширении ярового клина, чем категоричные, но немотивированные приказы, которые как мантры раздаются сегодня на всех совещаниях по поводу весеннего сева. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом газеты «Крестьянские ведомости» ведущий российский эксперт в области зернового рынка Владимир Петриченко.

И наоборот: сегодня нет ничего более пагубного для развития крестьянской инициативы, чем продление экспортного эмбарго на длительное время, скажем, еще на год, а то и на три, как предлагают некоторые радетели роста отечественного АПК.

Владимир Петриченко уверен, что зерновой экспорт - локомотив развития российского сельского хозяйства. И в первую очередь, ценовой локомотив. Сегодняшняя разница в мировой и российской цене на пшеницу (в 100-150 долларов за тонну) способна сама по себе серьезно мотивировать крестьянина значительно увеличить посевы.

Петриченко убежден: едва только перед сельхозпроизводителями замаячит возможность взять за зерно приличную цену, практически все негативные факторы, которые мешают расширению площадей под весенний сев и против которых пытается бороться российское правительство, сами собой отойдут на второй план. Таковых факторов много, но основные – это чрезвычайная закредитованность хозяйств (по некоторым данным, она составляет 1,3 трлн рублей), а также высокая цена на дизтопливо, минудобрения и кондиционные семена.

Сегодняшнее влияние негативных факторов, по Петриченко, не стоит драматизировать. Оно нисколько не уменьшилось и нисколько не увеличилось в сравнении с прошлым годом.

Некондиционные семена по-прежнему составляют около 30 процентов общего объема семян. Проблема закредитованности тоже не решена, особенно для небольших хозяйств. Но она также не является критической. А вот если объявить об открытии экспорта зерна, то банки станут заинтересованными в выдаче кредитов, несмотря на прежние задолженности. Потому что одно дело кредитовать страну под будущий урожай в 90 млн тонн зерна с ясными перспективами экспортных продаж, и совсем другое - под 60-70 млн тонн, достаточных лишь для собственных нужд.

Кстати сказать, виды на урожай Владимира Петриченко выглядят намного оптимистичнее прогнозов Минсельхоза. По его мнению, Россия в 2011 году должна собрать не менее 89 млн тонн зерна, а не 85. Сохранность озимых Петриченко оценивает тоже выше, чем Минсельхоз, примерно в 14,2-14,3 млн га. И яровой клин, считает эксперт, вырастет до 31,5-31,6 млн га, а не до 30 млн га, к чему призывает Минсельхоз. Причем, он уже сегодня сильно конкурирует с будущими площадями под масличные культуры. Скорее всего, этой весной произойдет заметное увеличение площадей, занятых соей и рапсом.

Но истоки оптимизма Владимира Петриченко кроются не в том, что крестьяне в результате героических усилий правительства получат-таки 30%-ую скидку на ГСМ и купят семена по дешёвке. Нет, он уверен, что сельхозпроизводителями уже сегодня движет надежда на снятие экспортного эмбарго на зерно.

Кстати, открытие экспорта зерна с 1 июня могло бы заодно решить еще одну проблему. На юге сегодня образовались излишки примерно в 1,5 млн тонн зерна. В стране его никто не купит, поскольку оно, что называется, проблемное. Продав его за рубеж, можно было бы освободиться от балласта.

Сегодня нет недостатка предложений от экспертов, как можно обеспечить будущий высокий урожай. Владимир Петриченко уверен, что открытие экспорта – самое приемлемое и эффективное из них.

Источник: Михаил Петров «Крестьянские ведомости»