22 декабря в Москве состоялась встреча первого заместителя Председателя Правительства РФ Виктора Зубкова с представителями организаций малого и среднего аграрного предпринимательства – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и Центросоюза РФ.
Такие предновогодние встречи уже стали традиционными. В ходе совещания были подведены итоги работы сектора в уходящем году, намечены планы на будущий сезон.
Открывая встречу, Виктор Зубков напомнил о тех природных бедах, с которыми столкнулись 23 тысячи хозяйств 44 регионов страны, пострадавшие от беспрецедентной засухи. При этом, подчеркнул первый вице-премьер, ущерб мог бы быть много большим, если бы Правительство не начало принимать вовремя меры по сглаживанию ситуации. Вследствие самоотверженного труда крестьян и этих мер поддержки в стране сейчас достаточно зерна для удовлетворения продовольственных нужд – 60,5 млн тонн урожая нынешнего года плюс 21,7 млн тонн переходящих остатков.
Виктор Зубков раскрыл некоторые подробности планов руководства страны в отношении «раскассирования» части зерна интервенционного фонда. На прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин объявил о начале этой работы, подписав на сей счет два постановления.
Как заявил В.Зубков, поставки будут осуществляться в 15 регионов - Башкирию, Чувашию, Ставропольский край, Белгородскую, Волгоградскую, Воронежскую, Калининградскую, Орловскую, Курскую, Псковскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Самарскую, Саратовскую и Тамбовскую области. Речь идет о реализации продовольственной и фуражной пшеницы, а также продовольственной ржи и ячменя общим объемом 211 тыс. тонн.
Причем, пояснил первый вице-премьер, в самом скором времени – через две недели - главы этих регионов должны представить в Минсельхоз конкретные списки получателей зерна. Поскольку зерно это закупалось государством в прошлом году в момент совсем невысокой цены на рынке, то и продаваться оно будет по цене ниже сегодняшней рыночной. Таким образом, будет не только обеспечено животноводство в наиболее пострадавших от засухи районах, но и оказано давление на нынешние явно завышенные цены.
Второе постановление Правительства касается снабжения зерном четырех крупнейших российских регионов, где проживает свыше 25 млн человек: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.
Всего на первом этапе интервенции государства на зерновом рынке планируется реализовать 1,3 млн тонн зерна.
Сердцевиной обсуждения на совещании стали проблемы малого и среднего частного предпринимательства на селе. Как подчеркнул Виктор Зубков, хозяйства населения и фермеры сегодня вносят ощутимый вклад в производство сельхозпродукции, а в отдельных секторах сельского хозяйства «играют ключевую роль». Частники сегодня – это треть всей отечественной мясной продукции, почти столько же зерна, более половины молока. Малые формы хозяйствования обеспечивают сбор более 90% российского картофеля и 84% овощей.
Осознавая это, руководство страны считает поддержку малого агробизнеса одним из важнейших государственных приоритетов. Так, на 2010 год было запланировано выделить из федерального бюджета 5,6 млрд рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам для этого сектора. Сегодня в регионы уже ушли 5,2 млрд рублей на эти цели, остальные 600 млн будут перечислены до конца года.
Вместе с тем, отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ, рыночный потенциал сельского частника «не может быть полностью реализован из-за неразвитости инфраструктуры, ограниченности доступа к прилавку…
Правительством приняты решения, - мы бы хотели, чтобы так было, - об организации единой системы производства, заготовки, переработки и реализации сельхозпродуктов на кооперативной основе, - сказал Виктор Зубков. - Минсельхозу России дано поручение подготовить предложения по распространению на потребительскую кооперацию мер государственной поддержки в части субсидирования инвестиционных кредитов на создание заготовительной и перерабатывающей инфраструктуры, развитие несельскохозяйственной занятости в селе».
В своих выступлениях представители Центросоюза России и АККОР рассказали о тех проблемах, которые мешают поставить крестьянскую продукцию на российские рынки. Во всем развитом аграрном мире этим занимается потребительская кооперация, кстати, имеющая в нашей стране глубокие исторические корни – в наступающем году планируется отметить 160 лет со времени образования первого сельского потребительского кооператива в России.
Сегодняшнее же отечественное законодательство не описывает кооперацию как совокупность частных собственников, хозяев. Многие государственные и негосударственные чиновники, представители других властных структур не понимают сути и принципов работы потребительской кооперации как частного демократического (в кооперативной системе, например, не может в принципе быть «пожизненного начальника») экономического уклада на селе. Отсюда - практическая невозможность объяснить властям, что недопустимо двойное налогообложение кооператоров, когда получается, что они платят налоги и как хозяйствующие субъекты, и как совладельцы кооперативных предприятий.
Большой проблемой для некогда всемогущей в советской сельской местности потребкооперации стал переход на рыночные рельсы. В ходе «приватизации всей страны» многие ее предприятия были переданы по «второй чубайсовской модели» коллективам (читай – руководителям) магазинов, автолавок, морозильников, овощехранилищ, малых и средних перерабатывающих цехов. Крестьяне, колхозники, население сел и деревень, хоть и носили гордое имя пайщиков, к участию в процессе допущены не были. (Правда, справедливости ради, надо особо указать, что бывшие центросоюзовские магазины в больших городах и, главное, - рынки попали вообще не известно в чьи руки).
Так и получилось, что фермерским союзам с началом рыночных реформ на селе пришлось создавать потребительские кооперативы «снизу», от деревенского частника - пайщика.
Вот и сосуществуют эти две как бы параллельные системы. Вроде обе – для селян, а, по сути, мало на что всерьез способные. Фермерские кооперативы – вследствие малочисленности, раздробленности, нехватки материальных ресурсов, отсутствия практического опыта и традиций. А потребобщества системы Центросоюза – из-за отсутствия оборотных средств, невнятного отношения со стороны государства и непризнания в среде фермерских частников по причине «разных групп экономической крови».
Впрочем, и председатель Совета Центросоюза России Евгений Кузнецов и президент АККОР Владимир Плотников в своих выступлениях не стали обострять конфронтацию. И тут выяснилось, что если подойти к делу без предубеждений, некоторые мостики к взаимопониманию отыскать вполне возможно. Это касается и уже упомянутого двойного налогообложения кооперативных структур, и доступа к долгосрочным инвестиционным кредитам, и неприятия резкого – в два раза - увеличения размера социальных взносов во внебюджетные фонды, которые в будущем году грозят финансовым фиаско многим потребкооперативам и обществам.
То есть разговор состоялся деловой, принципиальный и максимально открытый. В итоге принято практически единодушно решение провести подобные встречи с обсуждением конкретных проблем и нужд потребительской кооперации в федеральных округах. При этом потребительские общества и Центросоюз как система, несмотря на сомнения в схемах приватизации имущества советской потребкооперации, получили в какой-то степени индульгенцию и шанс активно поучаствовать в снабжении россиян продовольствием.
Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»