В 2011 году предстоит разработать новую пятилетнюю госпрограмму, на период до 2017 года, отметил первый вице-премьер Виктор Зубков на состоявшемся на днях V съезде профсоюза работников АПК России. Отметим, что действующая сейчас Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы была утверждена летом 2007 года.

Думается, не случайно высокий представитель федерального правительства подчеркнул, что среди приоритетов будущей пятилетки – социальное развитие, улучшение качества жизни на селе, совершенствование культуры трудовых отношений, обеспечение социальной защищённости работников отрасли. Как понятно и то, почему Виктор Зубков отметил также, что предстоит повысить уровень оплаты труда и продолжить привлечение в отрасль молодых квалифицированных специалистов. Это не только дань участвовавшей в работе съезда профсоюзной аудитории. Это и признание того, что в начале текущей пятилетки как раз эти направления Госпрограммы оказались обделенными. И долги деревни надо отдавать.

Впрочем, вряд ли социальные приоритеты ослабят внимание к факторам инновационного развития аграрного производства, совершенствования связей между отраслями агропромышленного комплекса. В последние годы выросли средства государственной поддержки АПК. Если несколько лет назад их оценивали в 1-2 млрд долларов, то сейчас - в 4 млрд. Можно, конечно, сетовать, что и нынешняя сумма далека от 9 млрд долларов, которые определены как начальная цифра при вступлении страны в ВТО. Вместе с тем очевидно, что активизация инвестиций в АПК уже благоприятно сказалась на состоянии некоторых отраслей сельского хозяйства, прежде всего птицеводства и свиноводства.

Очевидно, однако, что добрые изменения пока затронули небольшую часть сельскохозяйственных организаций и фермеров, средства государственной поддержки достаются ограниченному числу хозяйств. К тому же, как показал и этот год, выделенные государством деньги застревают надолго в чиновничьих сетях и с огромным запозданием доходят непосредственно к сельхозпроизводителям.

Сказываются недостатки в экономическом механизме финансирования Госпрограммы. Об этом недавно говорили участники традиционных Никоновских чтений, собирающих ведущих экономистов-аграриев страны.

Закон о сельском хозяйстве и госпрограмма до 2012 года разрабатывались как элементы устойчивой на пятилетие, прозрачной и понятной для сельхозпроизводителей государственной политики. Однако первые годы их реализации показали, считает доктор экономических наук Василий Узун (ВИАПИ им.А.А.Никонова), что принятый финансовый механизм выполнения госпрограммы страдает серьезными изъянами. Он сложен. неустойчив и непрозрачен.

Сама госпрограмма рассчитана на пять лет. Между тем планирование финансов на ее осуществление ведется в ежегодном режиме. Каждый год несет изменения в составе плановых мероприятий и размере выделяемых ресурсов на их реализацию. То появляются новые направления (например, субсидирование комбикормов в 2008 году), резко увеличиваются субсидии на приобретение удобрений. Что не может не радовать аграриев. А то из пятилетних обещаний вдруг оказываются исключены такие меры как комплексная застройка территорий, развитие консультационных служб, поддержка экономически значимых региональных программ, участие отраслевых союзов в госуправлении, развитие овцеводства, табунного коневодства и т.д. При этом не учтено, справедливо сетует ученый, что по некоторым из исключенных мероприятий обязательства государства несли многолетний характер. Например, по многолетним насаждениям субсидии обещаны не только на посадку растений, но и на уход за ними вплоть до плодоношение.

Другой недостаток, о котором говорят сами сельхозпроизводители: они слишком поздно узнают об условиях господдержки на текущий год. Ежегодно машина субсидирования долго крутится, прежде чем конкретные аграрии узнают свой шанс получить господдержку. Затягивается работа над бюджетом страны в стенах парламента. Не спешит правительство с принятием постановлений, устанавливающих правила определения объема субсидий для регионов страны. Минсельхозу тоже требуется много времени, чтобы определить объемы субсидий по регионам, заключить соответствующие соглашения с каждым субъектом федерации. Лимиты средств из федерального бюджета на осуществление каждого мероприятия доводятся до регионов только в марте.

После этого несколько месяцев уходит на корректировку местных бюджетов и выделение средств на софинансирование. Затем уточняются и утверждаются исполнительными органами власти в регионах нормативы и правила распределения субсидий между сельхозпроизводителями…В лучшем случае о ставках субсидий аграрии узнают осенью.

К тому же государственная поддержка не гарантирована, считает В. Узун. Законодательство РФ написано так, что у государства не возникает обязательства, а у сельхозпроизводителей – гарантии по субсидированию. Можно правильно оформить все документы, но аграрию могут отказать в поддержке, если сумма заявок от него и его коллег превысит выделенный лимит. В суд при этом сельхозпроизводитель пойти не может, так как законодательством ему дано право просить субсидии, но не гарантируется их получение.

В.Узун предлагает внести изменения в закон о развитии сельского хозяйства. Документ надо сделать более детальным, подробным с тем, чтобы он стал законом прямого действия. Доступ к субсидиям должен обеспечить закон, а не решения чиновников. Чтобы обеспечить устойчивость реализации положений госпрограммы, целесообразно перечень мероприятий и суммы финансирования утверждать не на один год, а на все время ее действия. При принятии бюджета на очередной год обязательства по финансированию мероприятий Госпрограммы должны рассматриваться как приоритетные. Такой подход, по мнению В.Узуна, позволит избежать остаточного принципа выделения бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства.

И еще одно предложение: отказаться от института софинансирования мероприятий Госпрограммы. Действующий сейчас порядок, когда выделение федеральных субсидий должно обязательно сопровождаться соответствующими финансами из регионального бюджета, не только замедляет сам процесс выделения средств аграриям. Кроме того, недостаток средств в региональном бюджете может лишить сельхозпроизводителей доступа к федеральным средствам. Можно говорить о неравных условиях конкуренции, разрушении единого аграрного рынка страны.

Каждый сельхозпроизводитель страны, выполнивший соответствующие условия, должен гарантированно получать субсидии – независимо от региональной политики и состояния регионального бюджета. Регионы, в свою очередь, могут осуществлять свой перечень мероприятий и финансировать их из своих бюджетов. Такой порядок избавит федеральные и региональные власти от бесконечных согласований, затяжек процесса финансирования мероприятий аграрной пятилетки.

Есть у ученых-аграриев и другие претензии к действующему экономическому механизму АПК. И в ходе разработки новой аграрной пятилетки важно рассмотреть их обоснованность, взять на вооружение лучшие предложения. Тем более что будущая Государственная программа будет действовать в очень ответственный для российского села период – предполагается, что уже в следующем году Россия станет членом Всемирной торговой организации. И чтобы российское сельское хозяйство испытало наименьшие издержки от этого шага, экономический механизм в АПК должен быть заранее отработан до совершенства.

Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости».