На Верхней Волге вновь запахло столь памятными для старшего поколения продуктовыми карточками: похоже, они вновь возвращаются в Ярославскую область.
100 тысяч обездоленных жителей области – инвалидов, многодетных матерей, работников бюджетной сферы с нищенской зарплатой – смогут по этим карточкам, как 20 лет назад, покупать в магазинах по щадящим ценам практически все продукты питания, кроме сигарет, водки, пива, вина и деликатесов.
Мысль о возвращении продуктовых карточек в правительстве области вынашивали давно, еще с той поры, как разразился кризис. Но как-то все не получалось выработать практически механизм «благотворительной торговли» для бедных.
А тут засуха-2010 как следует тряханула область. В результате ощутимого недобора зерна, кормовых культур, овощей и картошки цены быстро поползли вверх. И на хлеб, и на молоко, и на мясные продукты.
По данным «Ярославского региона», индекс потребительских цен в области за 9 месяцев 2010 года составил 107,8 % к декабрю 2009 года, а стоимость минимального набора основных продуктов питания за тот же период взлетел на 19,3 %.
С начала года сметана подорожала на 14 %, лук и сыр – на 24 %, мука – на 28 %, сливочное масло – на 33 %, пшено – на 48 %, морковь – на 67 %, капуста – на 88 %.
А вот картошка и гречка просто побили все ценовые рекорды этого года, поднявшись в цене – соответственно – на 204, 6 и 288 процентов!
Все это, естественно, побудило областное правительство основательно перестроиться на продуктовом фронте. По его призыву крупные торговые компании заключили контракты на поставку в регион картофеля из Белоруссии, а гречки – с Алтая и даже из Китая, что несколько позволило снизить цены, о чем «Крестьянские ведомости» уже писали.
Но вполне понятно, что вернуться нынче к прежним ценам на продукты питания все равно уже не удастся.
Как это ни печально, назад дороги нет, считает заместитель губернатора, курирующий АПК, Михаил Боровицкий. Слишком огромны экономические потери крестьян из-за небывалой жары, спалившей урожай. Тем более с учетом того, что цены на горючку, электроэнергию, технику не только не снижаются, но неуклонно растут.
И селян в этой трудной ситуации очень даже понять можно: если они не повысят цены на сельхозпродукцию, полученную нынче в столь урезанных объемах, то просто пойдут по миру.
Это, кажется, для всех должно быть понятным.
Но, с другой стороны, а как быть в этой ситуации самым бедным жителям ярославских городов? Как совместить их интересы с интересами крестьян, по которым столь больно ударила засуха?
Так и родился в правительстве области план введения социальных карт на покупку продуктов по сниженным ценам для 100 тысяч самых бедных ярославцев, которые, как подчеркивает Михаил Боровицкий, тратят на питание 70 % своих скудных доходов, в то время, как среднестатистический житель нашей страны расходует на еду лишь 56 %.
Интересно, что идею внедрения в Ярославской области карточной системы для бедных первыми поддержали крупные сетевые компании - «Копейка», «Карусель», «Перекресток», охотно согласившись «отоваривать» в своих супермаркетах неимущих людей, которым здесь будут предоставлять различные бонусы и скидки.
За это, конечно, сетевикам спасибо, но тут невольно возникает вопрос: а им-то от этого какая выгода? Оказывается, выгода есть.
Дело в том, что сетевые компании, которые уже на 35 % заполнили торговые прилавки Ярославской области, на этой «карточной» волне рассчитывают еще более высокими темпами расширять географию своей торговли, завоевывая все новые и новые рынки. Причем не только в Ярославле, но и во многих других городах области.
Ну, а как народ относится к возвращению карточек?
Конечно, бедные ярославцы рады этому. Хотя не стоит скрывать и того, что многие все же скептически относятся к проекту. Потому что еще живы у людей старшего поколения не очень приятные воспоминания о карточках советского времени.
Но вряд ли стоит делать скоропалительные выводы о том, как будет действовать эта система и будут ли – а это главное - в итоге довольны те, ради которых как раз и затевается проект. Поживем – увидим.
Источник: Михаил Овчаров Ярославская область «Крестьянские ведомости»