«Действующее карантинное законодательство в отношении ввозимой растительной продукции не устраивает никого: ни власть, ни предпринимателей, - оно нуждается в серьезных реформах.
При этом, освобождая бизнес от лишних бюрократических барьеров, государство должно обеспечить должный контроль прохождения потенциально опасных грузов на территорию Российской Федерации», - заявила член Общественной палаты Надежда Школкина, открывая слушания по фитосанитарной безопасности России.
На слушаниях обсуждали законопроект Минсельхоза, предполагающий внесение поправок в Федеральный закон «О карантине растений», сообщила пресс-служба ОП.
Надежда Школкина отметила, что следует верно понимать суть предлагаемых изменений. В частности, одна из поправок предусматривает передачу функций по аккредитации лабораторий от Россельхознадзора специальному правительственному органу, а также то, что проводить фумигацию ввозимых растений будут негосударственные аккредитованные структуры.
По словам Школкиной, «сегодня в России существует ряд проблем, среди которых - недостаточная эффективность карантинного фитосанитарного контроля, который часто сводится к необоснованной выдаче всевозможных разрешений и сертификатов, несоответствие системы нормативно-правового обеспечения карантина растений современным мировым стандартам, низкая квалификация кадров в этой области другие».
Как отметила член Общественной палаты, «в первую очередь, необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании мероприятий, направленных на борьбу с вредными организмами и сокращение карантинных фитосанитарных зон».
Помимо этого, как говорится в проекте рекомендаций, «нужно улучшить качество подготовки специалистов в этой области и создать для них все условия для заинтересованности в профессии». Сегодня на одного специалиста приходится до 60 тыс. тонн продукции, которую нужно проверить. Очевидно, что этот объем одному человеку реально проверить не под силу, поэтому весь контроль сводится к получению нужных справок. Оформляются они долго и иногда за «вознаграждение».
В документе также подчеркивается, что «помимо всего прочего необходимо организовать современную систему мониторинга фитосанитарного состояния территорий страны и экстренного оповещения о фактах заражения подкарантинной продукции».
При этом, по мнению общественников, «нужно в ближайшее время провести анализ фитосанитарного риска в стране и с его учетом обновить перечни вредных организмов и подкарантинной продукции, а также разработать прозрачные и понятные для предпринимателей фитосанитарные требования».
По словам А.Абельцева, курирующего вопросы продовольственной безопасности в Комитете по безопасности ГосДумы, ущерб от заноса на территорию России возбудителей болезней кукурузы может составить 8,5 млрд руб/год, американского кукурузного жука - 5 млрд руб./год, капрового жука - 6 млрд руб/год, зерновок - 4 млрд руб/год, индийской головни пшеницы - 15 млрд руб./год.
Резко повысить степень существующей опасности может и планируемая передача ряда функций, в настоящее время выполняемых подведомственными Россельхознадзору учреждениями, частным компаниям, что также может привести к весьма тяжёлым последствиям. Например, передача в частные руки функции по контролю семенной продукции может не только не исправить существующее положение, но и привести к дальнейшему ухудшению её качественных показателей, предупреждает А.Абельцев. Передача в частные руки функции по обеззараживанию зерна фумигацией может привести не только к дальнейшему распространению карантинных объектов, падению репутации России на международном зерновом рынке, но и, в связи с тем, что при фумигации используются сильнодействующие отравляющие вещества, к проведению террористических актов.
Могу добавить специально для тех, кто бездумно и некритично пытается скопировать зарубежный опыт, говорит Абельцев: та модель, которая предусматривает т.н. «работу на доверии», когда коммерсант сам декларирует безопасность и качество реализуемой им продукции, у нас себя не оправдала. Несмотря на то, что на Западе предусмотрена жёсткая ответственность за ложное декларирование, эта либерально-благостная система добровольного соблюдения требований настолько себя дискредитировала, что вопрос о реформировании законодательной системы, регулирующей вопросы контроля и надзора, вошёл в практическую плоскость обсуждения в Сенате США.
По словам члена-корреспондента Россельхозакадемии Виктора Долженко, «ежегодные потери урожая сельскохозяйственной продукции, вызываемые воздействием вредителей, болезнями растений, сорняками, составляют около 100 млн тонн в пересчете на зерновые, что составляет порядка сотни млрд руб». Профессор подчеркнул, что «в России, несмотря на то, что ежегодно обрабатывается пестицидами 60 млн га, гибнет около 30% урожая».
Участники слушаний сошлись во мнении, что помимо совершенствования карантинного законодательства, для эффективного фитосанитарного контроля России необходим закон «О защите растений». Между тем, сегодня даже Китай не доверяет нашим карантинным сертификатам и предпочитает проводить газацию российского леса у себя. Ежегодно по этой причине отечественная казна теряет 5 млрд руб. Сопоставимые потери доходов российская экономика имеет и по другим видам растительной продукции.
Рекомендации, как сообщила Надежда Школкина, будут «доработаны и направлены в Правительство, Министерство сельского хозяйства, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Госдуму РФ».
Источник: Агентство АгроФакт