Недавно в германском Ганновере на подъезде к всемирной животноводческой выставке «ЕвроТир 2010» можно было наблюдать весьма любопытную картину. Полицейские из местного аналога российской ДПС останавливали практически все направляющие к выставочному комплексу фермерские дизельные автомобили и тщательно замеряли качество топлива.
Немецкие старожилы объяснили, что в последнее время участились случаи использования земледельцами и животноводами дотируемой государством «сельскохозяйственной» солярки не в тракторах, комбайнах и прочих агрегатах, для чего, собственно, такой вид топлива предназначен, а для заливки в баки личных транспортных средств.
Понятно, что экономия, - добавляют немцы, - но раньше таких случаев практически не было. И связывают появление новой экономико-топливной проблемы с объединением Германии и, особенно, с массовым переселением немцев из бывшего Советского Союза, поскольку многие переселенцы пошли в фермеры, применяя на капиталистической практике «совковские» вороватые привычки.
Впрочем, не исключено, что и местные дотошные ДПСовцы тоже из бывших советских. Иначе бы им в голову не пришло, что такой способ хищения в принципе возможен.
Этот анекдот автор комментария вспомнил, читая казенные бумаги по поводу обеспечения низкооктановым топливом российского сельского хозяйства.
Напомним немного историю вопроса.
В феврале текущего года после довольно жесткого совещания у премьер-министра Владимира Путина был согласован и выпущен документ под названием «Рекомендуемые объемы поставки автобензина и дизельного топлива нефтяными компаниями сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение сезонных работ в 2010 году», действие которого распространяется, обратите, читатель, внимание на февраль – октябрь 2010 года. Итоги выполнения положений этой важной бумаги регулярно контролировались, о них периодически докладывали высшему руководству, которое имело возможность сделать вывод, что у крестьян с соляркой – все хорошо или очень хорошо.
При этом как-то никто не прислушивался к голосу, например, фермеров, других малых форм хозяйствования, которые и про себя, и вслух вопрошали: а кому же и когда эти льготные ГСМ достаются. При этом на каждый месячный отрезок мониторингов отмечалось, что полностью согласованные объемы практически ни разу выбраны не были.
Например, по представленным в правительственные ведомства нефтяными компаниями данным, за первую половину октября аграрному сектору поставлено 3,91 тыс. тонн автомобильного бензина и 44,7 тыс. тонн дизельного топлива. Это составляет, соответственно, 16,7 и 17,9% от согласованных объемов.
Межведомственными госструктурами сейчас даны поручения до 1 декабря 2010 года подвести итоги и представить согласованные объемы поставок ГСМ на следующий период. По старинной советской привычке чиновник в прогнозах отталкивается не от реальной потребности, а от достигнутого. Так что совсем не сложно догадаться, что на следующий сельскохозяйственный сезон объемы льготных поставок топлива селу будут меньше тех, что планировались на текущий год.
Ну, а по поводу льготности…
Она ведь вычисляется, исходя из текущих рыночных цен. Так вот, в то самое месячное безвременье, то есть в текущем ноябре, оптовые цены на солярку выросли, по данным из разных регионов, на полтора – три рубля. При этом из розничной торговли солярка почему-то исчезла. То есть розница прикидывает, насколько ей поднимать текущие цены…
При этом надо вспомнить, что с Нового года на рубль вырастет и акциз на горючее. Так что получается, что громко объявленные льготные цены – это фикция, а та часть только что утвержденного Государственной Думой федерального бюджета, которая должна идти на субсидирование ГСМ для аграрного сектора, уменьшится и прямехонько перетечет в карманы нашей родной «нефтянки».
Нет-нет. Аграрники вовсе не против отечественной нефтяной отрасли.
Только в таких ситуациях как-то сам по себе напрашивается наивный вопрос. Почему рост цен на ГСМ не вызывает такого руководящего гнева, как увеличение стоимости килограмма той же гречки? Ведь его надобно обязательно закладывать в себестоимость продовольственной продукции.
Возвращаясь к немецкому анекдоту, приведенному в начале статьи, замечу, что, скорее всего, многие российские крестьяне даже не задумаются, а можно ли заливать льготное топливо в фермерский автомобиль. Так что, наверное, государство должно такие вещи как-то контролировать.
Было бы что…
Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»