Аудиторы Счетной палаты, проверив в очередной раз Россельхозбанк, пришли к выводу, что поддерживать сельское хозяйство ему мешает статус банка. А точнее, то, что РСХБ, как любой банк должен получать прибыль.
Так и написали: противоречит задачам получения им прибыли и поддержания финансовой устойчивости. В качестве возможной альтернативы аудиторы предложили наделить Россельхозбанк статусом института развития (лишив, соответственно, банковской лицензии). В противном случае, обещают аудиторы, это приведет «к целому ряду негативных последствий и невозможности реализации поставленных целей повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса», пишет журнал «Финанс».
По сути, Счетная палата предложила создать еще один ВЭБ с сельскохозяйственным уклоном. Это будет финансово-кредитный институт, свободный от необходимости выполнять нормативы, получать прибыль и принимать у себя выездные проверки Банка России. Конечно, это будет не госкорпорация, которые в России с легкой руки Дмитрия Медведева решено искоренить окончательно к 2015 году. В октябре президент подтвердил твердость своего намерения, поручив ускорить принятие закона о деятельности госкорпораций, в соответствии с которым они должны быть преобразованы. Однако без нового закона здесь не обойтись – возможно, именно того, который так и не приняли депутаты Госдумы восемь лет назад. Тогда тоже предполагалось наделить РСХБ агентскими функциями и рядом льгот, но в Госдуме посчитали, что плодить привилегированные кредитные организации ни к чему – достаточно с России одного Внешэкономбанка. Что интересно, аудиторы Счетной палаты и тогда указывали на необходимость принятия отдельного закона для РСХБ.
Что же изменилось за эти почти десять лет? Правительство исправно каждый год закачивало в капитал аграрного банка миллиарды рублей, помогая строить филиальную сеть, которая стала второй по величине после Сбербанка (более 1,5 тысячи офисов по всей стране). Но важнее всего то, что банк научился оставаться с прибылью там, где любой Credit Agricole давно пошел бы по миру. Это значит, что риски в банке контролируют на приличном уровне, стараясь, по крайней мере, выдавать кредиты только тем заемщикам, от которых могут рассчитывать на урожай и возврат средств.
Что в этом плохого? Сложно убедить кого-то, что кредитование неэффективных сельхозпроизводителей сможет поднять отечественное сельское хозяйство. Или хотя бы улучшить ситуацию. Зато кредитование эффективных поможет окрепнуть точкам роста. Если же хотите и увеличить количество кредитов, и улучшить их возвратность, то следует налаживать нормальное страхование рисков, о чем не раз говорили и сами производители, и страховщики, и банкиры. При чем здесь статус Россельхозбанка, совершенно непонятно.
Источник: Агентство АгроФакт