Нынешним летом обычная гречневая крупа стала товаром политическим. Об этом традиционном сырье для каш постоянно говорили президент и глава правительства. Ценами на гречку интересовались министры, губернаторы, депутаты, лидеры партий, журналисты. А потом пошла гречка с полей главного производителя гречихи в стране – с Алтая. Вмешались антимонопольная служба, прокуроры, своими средствами стали увещевать зарвавшихся спекулянтов. И цены на гречневую крупу начали сдаваться.
Правда, вовсе подорожание гречки в целом по стране остановить не удалось. В последние недели октября розничная цена ядрицы росла каждые семь дней на 1,2-1,6% и даже, судя по данным Росстата, 1 ноября успела подорожать на 0,2%. Но это не те десятки процентов, которые подняли цену на гречневую крупу в 2,5 раза по сравнению с декабрем 2009 года. И гречишный ажиотаж остыл.
С гречневой крупой перебои возникли из-за недостатка сырья, считает президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Аркадий Гуревич. Из собранных в 2009г. 560 тыс. тонн гречихи на переработку ушло около 500 тыс. тонн. Остальное оставлено на семена. Из 500 тыс. тонн сырья было получено 327 тыс. тонн гречневой крупы. В стране бывало с гречневой крупой и хуже. В 2000-2007гг. выработка её не достигала 300 тыс. тонн и всем крупы хватало. Обошлось бы все и в этом году, если бы не ажиотажный спрос, вызванный средствами массовой информации.
«Хотя мы очень признательны журналистам, обратившим внимание на проблему гречневой крупы, на рынок продовольственных товаров,- сказал «Крестьянским ведомостям» президент Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий Аркадий Гуревич - Во многом СМИ способствовали тому, что руководство страны признало переработку сельхозсырья проблемной, требующей модернизации».
Проблем в крупяном бизнесе в стране действительно много. Потенциал отрасли задействован далеко не полностью. По словам руководителя Союза мукомолов, производственники утверждают, что могут вырабатывать почти в 3 раза больше продукции, чем в 2009 году. И до 1990 года в России производилось около 3 млн тонн крупы. Мощности и кадры для этого были и они до сих пор есть, только не всё с этим в порядке. Вот как, по данным Союза мукомолов, выглядит производство различных видов круп в стране за 2000-2009 гг., тонн.
Кстати говоря, данные Росстата полностью совпадают с теми, что предоставлены Союзом мукомолов. Только почему-то в Федеральной службе государственной статистики до сих пор, видимо считают, что все виды круп, в том числе и пресловутая гречка, произведены из государственного зерна. По крайней мере, об этом можно прочитать на сайте ведомства в разделе «База данных, ЦБСД». Хотя уже давно все строится по принципу купли-продажи. И недавно глава Минсельхоза Елена Скрынник подтвердила, что государство не намерено закупать гречиху и в этом году.
Более 30 % отечественных крупозаводов введены в строй до революции 1917г. и около 14 % - до Великой Отечественной войны. Примерно половина мощностей построена до 80-х годов прошлого столетия. Это не значит, что все они устарели, считает Аркадий Гуревич. Многие имеют современное оборудование, применяют новые технологии, но все же такие факты должны настораживать, побуждать к модернизации производства.
Однако из 95 заводов и цехов за два десятка лет модернизированы мощности на ОАО «Геркулес» в Воронежской области. Неплохо ведется работа по переработке риса на Кубани, кукурузы – в Ставропольском крае, проса – в Волгоградской области, в выпуске новых видов круп быстрого приготовления в Челябинской и Волгоградской областях, Пермском крае. Вот, пожалуй, и все заключает глава Союза мукомолов. Из 1,8 млн тонн производственных мощностей реконструировано 0,24 млн, или 13,3 %. В целом же крупяное производство имеет в своем распоряжении устаревшее оборудование и редко кто из собственников собирается менять его на новое, более совершенное.
Почему так происходит? По мнению Аркадия Гуревича, прежде всего потому, что в стране не созданы надлежащие условия для совершенствования производства. Ведь если бы собственник знал, что под реконструкцию производства ему дадут низкопроцентный или беспроцентный кредит, что после реконструкции он в течение 5 - 6 лет будет освобожден от налога на введенное имущество, а в течение года – двух после реконструкции предприятие будет иметь хорошие налоговые льготы на прибыль, полученную от продажи товаров, то давно не стоял бы так остро вопрос реконструкции предприятий, рассуждает глава отраслевого союза.
Другая острая проблема - производство сырья для выработки круп.
В союзе мукомолов подсчитали: если к концу 90-х годов прошлого столетия устойчивое производство овса составляло 12,6 млн тонн, проса – 2,1 млн тонн, риса – 1,1 млн тонн, зернобобовых – 3,7 млн тонн, то в 2010 году к этим показателям подошли только с рисом. Овса же стали производить в 2,4 раза меньше, проса – в 16 раз, гречихи и зернобобовых – в 2 раза с лишним меньше.
Поэтому винить в отсутствии круп следует не «спекулянтов, посредников, торгашей и мироедов крупянщиков». Проблема не в них. Решать проблему крупяного производства надо в комплексе. Тогда будет всего в достатке и по приемлемым ценам, утверждает Аркадий Гуревич. По его словам, для хорошего обеспечения потребителей крупами необходимо производить (без учета расхода на семенные цели)не менее 1,5 млн тонн риса, причем и длиннозерных сортов, около 1 млн тонн гречихи, порядка 0,6 млн тонн проса, 2,5 млн тонн гороха. Кроме этого нужен овес высокого качества и твердая пшеница. А чтобы обеспечить такое производство крупяных культур, следует хорошо заинтересовать сельского товаропроизводителя.
Техника и технология производства крупы шагнули далеко вперед. Наш покупатель ещё о многих новых продуктах не знает и не всё может купить. Современное производство имеет возможность производить готовые завтраки, различные продукты повышенной усвояемости, детское, лечебное питание. Нужно лишь создать условия для приобретения и установки соответствующего оборудования, вырастить необходимое сырье. А за крупянщиками дело не станет, заключил президент Союза мукомольных и крупяных предприятий.
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»