Значительное ухудшение ситуации на мировом рынке зерна произошло в минувшую пятницу, как только власти США предупредили о значительных сокращениях урожая кукурузы и ячменя.
По этому поводу лондонская газета Financial Times заметила, что «усилились страхи по поводу вступления мировой экономики в продовольственный кризис». Российские эксперты считают, что это спланированная паника, хотя признают: цены на продукты в стране будут расти и дальше, пишут «Новые Известия»
В оценочном докладе, американский минсельхоз не исключил «драматического сокращения» – до 14-летнего минимума размера национального урожая кукурузы. Ранее о больших потерях зерновых объявили Россия, Украина, Казахстан, пострадавшие от засухи, и Австралия с Канадой, над которыми прошли затяжные дожди. На этот раз западные аналитики всерьез заговорили не только о зерновом кризисе в мире, но и о проблемах, которые последуют в мясной промышленности. Ведь кукуруза и ячмень – главные кормовые культуры: «Я считаю, что мы уже находимся в условиях продовольственного кризиса», – цитирует FT руководителя отдела товарных рынков банка Morgan Sranley Хусейна Алидина.
Мировые биржи как всегда не остались в стороне от неприятной новости – в тот же день цены на кукурузу на Чикагской бирже дали 10% роста. Это лимит, после которого торги прекращаются. На крупнейшей бирже ЕС в Париже рост цен на пшеницу составил те же 10%. Следствием этого стал 2-летний максимум глобального индекса Reuters-Jefferies, который отслеживает цены на ведущие сырьевые товары и зерновые. Лондонские аналитики отмечают, что на мировом рынке появились признаки ажиотажного спроса на зерно из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Они не исключают повторения кризиса 2007–2008 годов, когда из-за нехватки зерновых произошел мощный рост цен на них, что вызвало в ряде стран социальные волнения.
Похоже, про невысокие цены на «их» продовольствие придется забыть. А ведь наши эксперты постоянно успокаивали, что последствия засухи вполне преодолимы – во-первых, потому что правительство вовремя ввело запрет на экспорт зерна, а, во-вторых, потому что в этом году будет возможность «в случае чего» приобрести недостающее продовольствие у других производителей по невысоким ценам. «Эти новости новостями не являются, – заявил «НИ» эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Олег Суханов. – Это обычные спекуляции, которые выгодны США. Ведь еще несколько недель назад они объявляли хорошие запасы кукурузы, но позже, когда цены на нее пошли вниз со скоростью 17–20 долларов в неделю, они спохватились и решили объявить дефицит, чтобы создать спрос и поддержать своих производителей». Если это так, то американцы нашли способ более чем действенный, судя по тому, как бурно реагируют биржи. «В течение сезона такие объявления будут звучать не раз, – уверен г-н Суханов, – а биржи будут задирать цены, потому что это их работа».
Вторая причина, по которой создается «кукурузный ажиотаж», лежит в плоскости борьбы за посевные площади между соей и кукурузой в Южном полушарии, но это уже продукт внутриаграрной кухни США: ведь там сеют то, что растет в цене, подчеркивает Олег Суханов. При этом он подчеркивает: по состоянию на сентябрь переходящий мировой запас пшеницы составлял 177,7 млн тонн, а ячменя – 21,1 млн тонн. Это, конечно, ниже, чем в прошлом благополучном сезоне, но вовсе не так уж плохо, чтобы объявлять о приближающемся голоде. И США кукурузы для прокорма хватит, считает специалист. При этом цены в мире будут расти до нового урожая, ведь весь Черноморский регион выбыл из игры. «Что до России, то мы на весь этот сезон выбыли с мирового рынка, и нам их проблемы неинтересны. Ввозить зерно мы, скорее всего, будем, но не с Запада, а из Украины и Казахстана, и не рыночным способом, а на уровне межправительственных соглашений. Возить зерно из Европы и США дорого – оттуда имеет смысл поставлять готовую продукцию», – полагает эксперт.
Возможно, аналитик и прав, но продукты питания продолжают оставаться дорогими, и, судя по всему, это беспокоит не только FT. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) дали понять это в своем июньском докладе. По их прогнозу, в течение следующих десяти лет средняя цена на пшеницу и фуражное зерно в реальном выражении будет до 40% выше (с учетом инфляции) среднего уровня периода с 1997 по 2006 год. Реальные цены на растительное масло, как ожидается, вырастут более чем на 40%, тогда как цены на молочную продукцию будут в среднем выше в диапазоне от 16 до 45%.
Уже очевидно, что в нашей стране цены этого сезона пугают не только рядовых граждан, но и власти. «Выявлена стабильная тенденция к росту цен на основные продукты питания: средний размер наценки на продукты отечественного производства составляет 45%, импортного – 74,5%. Наценка на хлеб ржаной, ржано-пшеничный отечественного производства составляет 84,8%, сахар-песок – 56,6%, муку пшеничную – 50%, рис шлифованный – 45%», – сообщает столичная прокуратура. Беда в том, что законом максимальные наценки у нас неопределенны, поэтому прокуроры здесь бессильны. Им кажется, что наценки высокие, а торговле – что нормальные.
«Внутренние цены все равно растут и будут расти, несмотря на «замок», который называется «эмбарго», – предупредила «НИ» Светлана Авдашева, профессор кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ. – Ведь стоимость зерна в булке хлеба – это не более 10% ее цены. Остальное – сочетание других факторов, таких как ожидание потребителей, политика продавцов и особенно недостаток конкуренции на рынке вкупе с нежеланием власти пускать на рынок новых игроков». По словам эксперта, последние составляющие нельзя недооценивать, потому что они и есть настоящие «двигатели роста».
Источник: Агентство АгроФакт