Сфера переработки сельскохозяйственной продукции нуждается в глубокой модернизации. Данную истину, наконец, признало государство. И одновременно устами Президента страны на совещании в Мурманске было отмечено, что цель модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности проще сформулировать, чем реально достичь. Это полностью касается и такой части индустрии как мукомольная и крупяная промышленность.
Вот какие цифры и факты были приведены на недавно
состоявшемся съезде мукомольных и крупяных предприятий президентом Союза
мукомолов Аркадием Гуревичем. Картина, по его словам, вырисовывается неважная.
В стране 112 мельниц общей мощностью 7 млн тонн муки в год дореволюционной
постройки. 33 мельницы мощностью 2 млн тонн введены в строй в период с 1917 по
1945 гг., остальные товарные мельницы, имеющие возможность вырабатывать 8,2 млн
тонн муки, построены в 1945 – 1980 гг. В крупяном производстве 30% мощностей
эксплуатируются с
Примерно половина мельзаводов и крупяных предприятий находятся в работе по 30 – 40 лет и по своей технической оснащенности явно устарели. Здесь используют несовершенные технологии, хотя за это время техника и технология мукомольного и крупяного производства сделали гигантский шаг вперед.
Между тем остается фактом, что государство из отрасли ушло: практически все мельницы и крупозаводы - частные предприятия. Иными словами, главная роль в поддержании мельничных производств на должном техническом и технологическом уровнях принадлежит частному капиталу. Который пришел в отрасль не сегодня или вчера, а уже лет двадцать назад.
Что же сделано за это время? На съезде мукомолов отмечалось, что построено считанное количество мельзаводов. Это «РИФ» в Белгороде, ржаная мельница во Владимире, две мельницы по переработке твердой пшеницы в Челябинской области, мельница в Оренбургской области. Введен ряд мощностей в Алтайском крае. Одновременно наметилась тенденция ликвидации мельничных производств - даже оснащенных первоклассным импортным оборудованием - в крупных городах. На их месте строятся в основном офисные помещения и развлекательные центры. В то же время замена устаревшего и физически изношенного оборудования на современное высокоэффективное проводится медленно и то на отдельных мельницах и крупозаводах.
Изменению ситуации, как надеются в руководстве Союза мукомолов, будет способствовать реализация разработанной здесь комплексной Программы «Развитие мукомольно-крупяной промышленности в 2010-2030 гг.». В этом документе, представленном в Минсельхоз России, предусматривается модернизация предприятий, развитие технической базы производств на основе глубокой переработки зерна. Речь идет, в частности, об увеличении выпуска специальной витаминизированной муки, мучных смесей для макаронных и кондитерских изделий, продукции быстрого приготовления, для детского, диетического и лечебного питания.
Опыт такого рода в отрасли есть. О нем на съезде говорили, например, руководители ОАО «Мельник» (Рубцовск,Алтайского края) Александр Бедарев, ОАО «Мелькомбинат» из Твери Сергей Потапов, ЗАО «Грана» (Барнаул) Валерий Гачман. Здесь многое сделано для диверсификации производства, расширения ассортимента продукции из зерна и даже комбинации зернопереработки с отраслями растениеводства и животноводства.
Но и представители успешных предприятий с тревогой говорят: мукомолье в сильной степени лихорадят издержки в регулировании зернового рынка страны. Скажем, прошлый сельскохозяйственный год стал для большинства предприятий убыточным. Как отметил А.Гуревич, наблюдалась невероятная чехарда с ценами на зерно и муку. Например, в центральной зоне страны цены на тонну пшеницы 3 класса в июле упали с 6700 до 5500 руб., в последующие три месяца снизились до 4300, а затем и вовсе до 3500 руб. Мука в цене ушла вслед за зерном и вплоть до июля 2010 года держалась на уровне 6700 руб. за 1 т, принося мукомолам убытки.
В этом году вмешалась засуха. В Союзе разделяют мнение, что пшеницы в стране для мукомолья будет достаточно – но при условии оперативного ее перемещения в зоны, имеющие дефицит зерна. А вот с ржаной мукой могут быть трудности. По расчетам экспертов, при ожидаемом урожае этой культуры, переходящих остатках и расходах зерна на семена, производство спирта и корма остается примерно 1400 тыс. тонн продовольственной ржи при потребности на производство муки 1800 тыс. тонн.
Поэтому требуется заранее позаботиться о покрытии дефицита. Быть готовыми к новой ценовой планке на сырье и муку, которые могут завозиться по импорту, отмечалось на съезде. И здесь мукомолы большие надежды возлагают на взаимодействие с родственными отраслевыми союзами. Недаром в работе съезда мукомолов участвовали руководители Национального союза зернопроизводителей (Павел Скурихин) и Российского союза пекарей (Анатолий Косован). Три объединения товаропроизводителей подписали трехсторонний договор о взаимодействии «в деле насыщения рынка высококачественной продукцией, оптимизации и предсказуемости цен на зерно, муку, хлеб и хлебобулочные изделия». Пока в договоре фигурирует продовольственная пшеница и хлебопродукты на ее основе, но в дальнейшем в договоренности может быть включена и рожь. Зернопроизводители, мукомолы и крупянщики работают над соглашением по крупяным культурам.
Насколько важна эта задача, свидетельствует все еще продолжающийся, хотя и стихающий ажиотаж вокруг гречневой крупы. Ее дефицит объяснялся в том числе и тем, что мало было сырья для выпуска этой крупы, а резкие колебания цен на гречиху и отсутствие оборотных средств научили переработчиков не делать больших запасов сырья, тем более за счет поставок по импорту. Поэтому они не стали рисковать и приобретать гречиху за рубежом.
Вместе с тем, как отмечалось на съезде, усилий одних союзов товаропроизводителей для коренного изменения ситуации недостаточно. Устранение многих трудностей требует государственного реагирования. К примеру, в стране производится много низкокачественной и опасной для здоровья муки и крупы. Она выбрасывается на рынок по демпинговым ценам, что снижает конкурентоспособность добротной продукции, выпускаемой высокотехнологичными производствами. Отсюда низкая рентабельность, убытки и даже разорение предприятий. Государство не поддерживает предпринимателей, ориентирующихся на экспорт муки. Надзорные органы не контролируют работу минимельниц и крупорушек, в то же время на крупных предприятиях сейчас «ни дня не проходит» без проверяющих.
Понятно стремление власти предупредить административными методами рост цен на социально значимые продукты питания. Вместе с тем очевидно, что решить эту задачу и одновременно добиться модернизации производств нельзя. Нужны и экономические стимулы. Такие, которые позволили бы защитить интересы потребителей с низкими доходами и при этом заинтересовали бы предпринимателей в техническом и технологическом обновлении производства. Пока в этом направлении результаты скромные, все идет по давно накатанной колее.
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»