В Европе усиливаются настроения в пользу введения контроля над торговлей различными деривативами (производными финансовыми инструментами) на сырье с целью не допускать нарушения процесса ценообразования. Причем под сырьем понимают все – от нефти до продовольствия.
Начала очередную кампанию Франция. Она обратилась к ЕС и «группе 20», куда, кстати, входит и Россия, с предложением выработать новые общие правила торговли сырьем. При этом Франция объясняет, что больше всего боится роста цен на продовольствие.
В Париже сразу три члена кабинета – министр финансов Кристин Лагард, энергетики – Жан-Луи Борлоо и министр сельского хозяйства Б. ЛеМэр заявили, что этот вопрос станет главным в период председательствования Франции в «группе 20».
По сообщению «Франс пресс», примерно в это время в Брюсселе комиссар ЕС, ответственный за разработку правил торговли всеми финансовыми инструментами, заявил, что полностью согласен с позицией Парижа. Это и не удивительно, ведь комиссар – сам в прошлом министр иностранных дел и министр сельского хозяйства Франции Мишель Барниер.
Барниер намеревается также сделать членам ЕС ряд предложений, чтобы покончить с резким ростом цен на товарных рынках. Соответствующие предложения поступят и в Европарламент. Торговля деривативами с привязкой к энергоресурсам, металлам и сельскохозяйственной продукции «должна контролироваться на уровне и Европы, и всего мира».
Три французских министра со своей стороны заявили, что поднимут этот вопрос на встрече «группы 20» в ноябре с тем, чтобы торговля финансовыми инструментами не вела к искажению цен. Они считают, что Европа должна регулировать эти рынки и делать это уже сейчас. Именно поэтому должно быть выработано законодательство, устанавливающее правила торговли деривативами с привязкой к товарной продукции и их производными.
Таким образом, Париж выразил озабоченность по поводу того, что торговля деривативами может существенно влиять на колебания цен на сырье и продовольствие.
Деривативы – это комплексные финансовые инструменты (бумаги, страховые обязательства и пр.), привязанные к конкретному товару, обращающемуся на рынке. Они во многом определяют цену товара. В частности, при хеджировании или страховании рисков.
Все выглядит хорошо, но когда денежная масса слишком велика и когда она поступает на рынок, цены на товар, к которому все привязано, становятся неуправляемыми, вернее, управляемыми, как правило, в сторону повышения.
Можно сказать, что в основе такой схемы лежит простой факт – лишних денег в мире слишком много и чем они обеспечены – неизвестно.
Еще раз отметим, министры указали на необходимость контролировать торговлю деривативами, привязанными к нефти, газу, металлам, сельскохозяйственной продукции и квотами на выброс.
Агентство отмечает, что министры обосновали свои намерения простым примером – объем торговли различными инструментами на поставку нефти в будущем (фьючерсы) в 35 раз превышает объем контрактов на физическую поставку собственно нефти.
В настоящее время при таком положении дел получается, что часть деривативов на торговлю сырьевыми товарами (коммерческие фьючерсные контракты), а также активные участники такой торговли (в основном, трейдеры) «просто не попадают под действия положений о европейском финансовом регулировании».
Министры выступают за «прозрачность» информации и за понимание процессов формирования цены на рынке. По их мнению, также «необходимо побольше узнать относительно влияния друг на друга сельскохозяйственного рынка мира и рынка деривативов».
Деривативы, предназначенные вначале как инструменты хеджирования, «также играют важную роль в формировании ожиданий и цен на сырьевые товары».
Динамика рынка (рост цен) в 2007 - 2008 гг. дал основания опасаться, что изменчивость цен распространится с финансовых рынков на рынки физического товара, и что товарные рынки «не будут управляться только фундаментальными экономическими принципами, но также и тенденциями на рыке деривативов».
Министры считают, что резкий рост цен на продовольствие, если это будет оторвано от физических реалий, «несправедливо накажет как производителей, так и потребителей».
Думается, позиция Парижа свидетельствует, что на самом высоком уровне признается пагубность нынешней финансовой системы и особенно практики ее функционирования для нормального развития экономики. Необходимость реформ стала очевидной.
Здесь надо добиваться для всех одинаковых правил поведения, что сделать будет очень трудно.
Главное, чтобы борьба против роста цен на продовольствие плавно не переросла, например, в попытки добиться регулирования только цен на энергоресурсы, что уже недавно предлагалось руководителями двух крупных стран ЕС (правда, в газетной статье, как говорится, в порядке дискуссии).
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»