Ситуация на рынке гречневой крупы близка к критической. Без
объяснения причин и без достаточных экономических оснований цены на данный
продукт на полках в продовольственных магазинах выросли до 100-130 рублей за
«В вопросе роста цен на гречневую крупу есть две точки зрения. Вот у меня перед глазами балансы переходящие по гречке. По этим балансам получается, что у нас «убойные» конечные запасы, которые более чем на 100% превышают потребление. И, по идее, стоимость гречки не должна сообразно законам объемно-ценовых закономерностей расти. С другой стороны, мы видим данные Росстата, согласно которым с 2000-го по 2009 год по крупяной группе рис шлифованный вырос в цене на 238%, крупа манная - на 129%, пшено - на 194%, крупа овсяная и перловая - на 125%, горох и фасоль - на 106%, и лишь гречка в цене за это время прибавила 60%.
Получается, с одной стороны, мы видим, что по балансовым показателям рост цен на гречку не обоснован, а что касается розничной торговли и цены гречки в розницу, то в принципе она из всей крупяной группы продуктов отстает по ценовой динамике за десяток лет, и причем достаточно значительно, более чем в 2 раза. Поэтому, ей по идее есть, куда расти.
Я думаю, что когда Министр сельского хозяйства России говорит о том, что нет оснований для роста цен на гречневую крупу, она имеет в виду переходящие запасы.
С другой стороны, неурожай и ветра в алтайском крае сдули половину гречихи, которой славятся те края, – это как раз тот риск, который, может быть, и сработал на опережение по росту цены на гречку, который мы наблюдаем.
Так же хотелось бы обратить внимание, что в 2006 году у нас был «соляной» бунт, который как будто вдруг, откуда не возьмись, нарисовался. Там экономики не было, там была сплошная политика. И честно говоря, мне этот «гречневый» бунт напоминает «соляной» бунт, который самых доверчивых граждан выстроил в очередь за солью. Поэтому однозначно сказать не возможно, чего в этом «гречневом» бунте больше политики или экономики.
То есть, слухи о том, что гречневой крупы не будет, не обоснованны, в том плане, что сами по себе и хлебобулочные изделия и крупяные изделия в сумме составляют в потребительской корзине не более 3%. Для сравнения мясопродукты в продовольственной корзине занимают 25%, а это более серьезное для нашего кошелька напряжение, чем рост на хлебобулочные и крупяные изделия».
Источник: Записала Татьяна Гольтман «Крестьянские ведомости»