Правительство рассчитывает, что запрет экспорта позволит стабилизировать подскочившие в несколько раз цены на зерно и муку. Но участники рынка уверены, что нехватка хлеба стране не грозит, и предрекают различные негативные последствия принятого решения. В числе прочих — транспортный коллапс на Северо-кавказской железной дороге аккурат в сезон отпусков.
На отправку зерна из портов у экспортеров осталось меньше недели
Запрет на экспорт касается пшеницы разных сортов, ячменя, кукурузы и продуктов, производимых из них. Согласно приказу, поставки должны прекратиться с 15 августа по 31 декабря текущего год. На деле получается, что у экспортеров осталось шесть дней на то, чтобы отправить все грузы, находящиеся сейчас в портах Новороссийска и Туапсе — именно через них идет отгрузка экспортного зерна. «Если повезет, экспортеры смогут отправить уже растаможенное зерно за границу. Провести через таможню новые грузы вряд ли получится», - считает представитель Зернового союза России Антон Шапарин. По его сведениям, в пути к южным портам в данный момент находятся около 3 тыс вагонов с зерном. «Весь этот груз придется поворачивать назад, как-то распределять, куда-то увозить. Железная дорога может просто встать», - опасается Шапарин.
Гендиректор зернового холдинга Valars Кирилл Подольский согласен с опасениями коллеги: «С вагонами можно распрощаться, многие не успеют даже доехать до Новороссийска или Туапсе. Что с ними делать, мы еще не решили. Пока они находятся в пути».
Летом южное направление и так достаточно загружено. Согласно сообщениям РЖД, на период отпусков число курсирующих пассажирских поездов увеличено на 200 штук. Даже в менее напряженные месяцы в Новороссийском порту скапливаются десятки «брошенных» поездов с зерном. В «Русагротрансе» надеются справиться с нештатной ситуацией, а про желание экспортеров разворачивать вагоны пока ничего не слышали.
Российские компании боятся потерять зарубежных клиентов
В Зерновом союзе полагают, что оснований для паники и закрытия экспорта нет. По прогнозам урожай зерна в этом году может снизиться на 20–26% по сравнению с предыдущим годом, до 72–78 млн т. Однако это никак не помешало бы экспортировать порядка 14–15 млн т зерна. В прошлом сезоне экспорт составлял 21,5 млн т.
Россия - третий в мире экспортер зерна, уступающий только Америке и Китаю. Подольский считает, что запрета российского правительства выгоден иностранным конкурентам. Они смогут увеличить объем продаж и приберут к рукам клиентов российских компаний.
Источник: Маркер