В последние несколько лет сельское хозяйство все чаще и чаще стало притягивать к себе внимание (во всяком случае, - вербальное) российского руководства. И заслуга тут, наверное, в первую очередь, самого российского крестьянина. Он наглядно доказал, что даже при небольших размерах поддержки отрасли, которая началась с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», отдача от аграрной сферы, - экономическая, финансовая, социальная, - многократно превышает уровень вложений.
Эта мысль вновь прозвучала на прошедшем на прошлой неделе заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В своем вступительном слове Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что «Развитие АПК» - «это один из самых успешных национальных проектов; более того, наше сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологичный сектор экономики». Глава государства отметил, что немалый вклад в развитие проекта внесли институты, которые кредитуют сельхозпроизводителей, обеспечивают их материально-технической базой, и они были созданы специально для поддержки отрасли.
Вместе с тем Дмитрий Медведев напомнил, что за последние два года снизились темпы обновления парка сельхозтехники. Есть тут, полагает Президент страны «и объективные причины, и субъективные, поэтому нужно подумать над тем, чтобы лизинговые компании рассмотрели возможность реструктуризации договоров лизинга, в том числе с использованием механизма рассрочки платежей. Аналогичную работу в этом плане могли бы провести и банки».
Действительно, как не раз отмечалось на нашем сайте www.Agronews.ru, ситуация с поставками техники для села очень непростая. С одной стороны, есть в отечественном сельскохозяйственном машиностроении предприятия, стоящие вровень со своими западными конкурентами, что доказано постепенным восстановлением утраченных было позиций на международном рынке сельхозтехники. Но есть немало и «середняков», которые и хотели бы производить современные, мощные и эффективные машины и агрегаты, да сложное финансовое положение никак не позволяет им начать модернизацию производства.
С другой стороны, современная техника стоит немалых денег. Она по определению не может быть дешевой. Ну, здесь такой пример: современный двигатель от комбайна стоит больше, чем хороший внедорожник импортного производства. Поэтому укупить эти машины мечтают многие хозяйства, да вот созданная усилиями всей нашей системы низкая экономическая рентабельность аграрного производства не позволяет массово внедрить современную технику по всей России. Да и то сказать, если вернуться к аналогии с автомобилями, - «Мерседес» мечтали бы иметь многие, а денег-то и на «Жигули» не всегда хватает…
И все же приятно, когда видишь, как высшие руководители России радеют за подъем аграрного дела. И, конечно, нельзя не согласиться, что энерговооруженность сельского хозяйства необходимо срочно поднимать, также резко при этом снижая расход топлива. Ведь по этим показателям наши крестьяне сильно отстают от западных фермеров, а конкурировать с ними все равно приходится уже сейчас, а дальше эта конкуренция будет только острее.
Примечательна еще одна деталь из состоявшейся на Совете дискуссии. Известный экономист Аркадий Дворкович, человек хорошо известный своей приверженностью к рыночным принципам экономики, заявил, по сути, что неплохо было бы немного попланировать. «Предложение состоит в том, чтобы Минсельхоз определил на ближайшие несколько лет требования к той технике, которая будет закупаться через три, через пять, через семь лет, и на эти требования были бы сориентированы наши и иностранные производители сельхозтехники», - предложил Дворкович. Помнится, последний раз нечто подобное – ассортимент рекомендуемой к выпуску Минсельхозом техники, машин и оборудования для села был подготовлен в штабе отрасли лет двадцать тому назад (правда, наладить производство значившегося в ней оборудования за это время так и не удалось).
Глава Минсельхоза Елена Скрынник заявила в своем выступлении, что «основными задачами по энергообеспечению и энергосбережению в сельском хозяйстве в соответствии с законом является, во-первых, снижение энергоемкости производства сельскохозяйственной продукции к 2020году на 40%, во-вторых, рационализация структуры топливно-энергетического баланса с использованием возобновляемой биомассы и местных энергоресурсов; в-третьих, совершенствование структуры машинно-тракторного парка с целью повышения его энерговооружённости и эффективности и расширение использования природного газа в технологических стационарных процессах, использование газа как топлива для сельхозтехники. И как результат – повышение комфортности жизни в сельской местности и сокращение ручного труда в два раза».
Задачи, как видим, весьма высокие и амбициозные. Но только оценки самих производителей техники для села несколько охлаждают эти горячие устремления.
Согласно данным ежемесячного «Бизнес-барометра» Ассоциации «Росагромаш», 62% участников рынка сельскохозяйственной техники оценивают состояние своих компаний как «удовлетворительное». 27% назвали состояние «хорошим», 12% - «неблагоприятным».
По прогнозам, в июле складские запасы вырастут у 50% опрошенных производителей сельхозтехники и у 38% дилеров. Увеличение продаж в ближайшие полгода в Российской Федерации ожидают 63% опрошенных. 16% считают, что продажи сократятся.
В июне 2010 года большая часть компаний (58%) зафиксировала снижение заказов на внутреннем рынке. У 27% опрошенных поступающие заказы сократились более, чем на 20%. Дальнейшего сокращения заказов ожидают 38% участников рынка сельхозтехники.
Упрощение процедуры получение кредитов почувствовали 4% производителей сельхозтехники. 12% опрошенных потребителей и дилеров сельхозмашин считают, что ситуация с кредитованием усложнились.
Рост складских запасов есть не что иное, как элементарное затоваривание. То есть техника-то имеется в наличии, да вот только с платежеспособным спросом – совсем неважно. Думается, для многих потенциальных покупателей техники нынешняя засуха принесет серьезные экономические проблемы. В таких условиях – лишь бы озимый сев провести.
А о технической модернизации, повышении энерговооруженности пока только помечтать. Уж больно это дело дорогое и сложное в российских условиях.
Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»