В Евросоюзе достигнуты огромные успехи в борьбе с «коровьим бешенством» и эта болезнь почти полностью искоренена. В этой связи предлагается отказаться от практики уничтожения целого стада, если там обнаружится больное животное.
С таким по-своему сенсационным заявлением выступил «главный санитарный врач» ЕС, точнее, комиссар по вопросам здоровья и политики в области потребления Джон Далли.
Естественно, заявление сразу же получило высокую оценку фермеров – животноводов, которые несли огромные убытки, когда приходилось пускать под нож целое стадо, если заболевало хоть одно животное. Их реакцию понять можно. А что скажут потребители, действительно ли «коровье бешенство» побеждено, как говорится, в отдельно взятой точке земного шара?
Официальное название болезни – губчатый энцефалит КРС. У животных поражается мозг, он становится похожим на губку, в конце концов, животные погибают. Болезнь появилась в Англии в 1986 году. Вообще вначале она и фиксировалась на Британских островах. Были зафиксированы странные случаи неведомого заболевания со смертельным исходом.
Позже заболевание распространилось на Европу, а затем стало регистрироваться и на других континентах – в Азии (Япония), США и Канаде (Америка).
Через какое-то время выяснилось, что «коровье бешенство» передается человеку – это новая форма болезни Кройтцфельдта – Якоба, тот же губчатый энцефалит (Creutzfeldt-Jakob disease in humans). Началась настоящая паника, экспорт говядины из Англии был запрещен.
«КВ» много писали на эту тему. Самое интересное, что пока единой теории о происхождении болезни нет. Однако установлено, что она появилась после того, как в корма жвачным животным стали добавлять белки животного происхождения. Например, муку, полученную из костей овец. Костная мука из рыбы безопасна. А вот когда корова получает в кормах костную муку из «материала овец», возможны случаи заболевания.
Как отмечает в этой связи агентство «Франс пресс», в Европе с 1986 года было зафиксировано 190 тыс. случаев заболевания животных «коровьим бешенством». Под нож пришлось пустить миллионы коров.
Был запрещен экспорт живого скота из Англии, а ввозить говядину с Британских островов разрешили вновь только в 2006 году.
И вот в Еврокомиссии пришли к выводу: поскольку в прошлом году было зафиксировано только 67 положительных реакций на «коровье бешенство» у животных, заболевание можно считать «почти искорененным».
Справедливости ради надо сказать, что в Евросоюзе серьезно боролись с губчатым энцефалитом КРС. Были приняты жесткие меры. Например, если в стаде обнаруживалось больное животное, то уничтожались все коровы из стада, которые появились на свет за один год до или после появления больного сородича. Уничтожались также те животные, которые могли получать те же самые зараженные корма, что и заболевшее животное.
Еврокомиссия предлагает Европарламенту и Европейскому совету подумать над тем, что настало время покончить с такой практикой. Обоснование отказа от жестких мер – резкое снижение случаев выявления случаев губчатого энцефалита КРС. От массового забоя можно отказаться.
Предлагается также разрешить продавать коров из стада, где было больное животное, потребителям, если у таких представителей КРС была отрицательная реакция на наличие заболевания до того, как они попали на переработку (по-научному, «в пищевую цепочку»).
Интересное предложение сделано и относительно кормов, содержащих животный белок. Об отказе от таких кормов и речи не идет, хотя известно, что источник заражения где-то в них.
Так, Еврокомиссия предлагает смягчить запрет на использование животного белка в кормах для свиней и птицы. Конкретно это позволит давать свиньям корма с белком кур, а курам – корма с использование белка свиней. Правда, сохранится запрет на «внутривидовую переработку отходов» - птица не будет получать корма с белком птицы, а свиньи – корма с белком свиней.
Предполагается также сохранить запрет на использование кормов с животным белком для откорма животных, которые должны кормиться травой (коровы).
Крупнейшее фермерское объединение ЕС приветствовало данное предложение и со своей стороны высказалось за увеличение минимального срока, когда животных необходимо проверять на наличие или отсутствие «бешенства». В этом случае количество проверок снизится.
Подождем, что скажут потребители ЕС и ученые.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»